Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Дональд Бодро
О жизни в гармонии с природой

Как отмечали многие, в том числе покойный Роберт Нельсон, многие люди за последние несколько десятилетий приняли энвайронментализм как свою религию. Один из распространенных стереотипов возникшей догмы состоит в том, что наши доиндустриальные предки “жили в гармонии с природой”, в то время как мы, современные люди, живем в конфликте с ней. Этот предполагаемый конфликт, как нас предупреждают, разрушает природу и, в свою очередь, уничтожит человечество.

Главная угроза, которую постоянно озвучивают священники и приверженцы этой религии, — это изменение климата, вызванное выбросами углерода. “Пристрастившись” (именно так это звучит) к недорогой энергии, получаемой из ископаемого топлива, мы, жители современности, греховно приобретаем легкомысленные материальные блага за счет массовых разрушений, нищеты и смерти в будущем. Наш отход от жизни в гармонии с природой, которую практиковали наши предки, обрекает нас на гибель. И поэтому для спасения необходимо вернуться к природной мудрости наших предков. По крайней мере, так звучит популярное убеждение защитников окружающей среды.

Человечество никогда не жило в такой гармонии с природой, как сегодня

Как и многие другие догмы защитников окружающей среды, утверждение о том, что мы сегодня не живем в гармонии с природой, ошибочно. И очень серьезно. Реальность такова, что мы, люди, никогда не жили так гармонично с природой, как сегодня.

Жить в гармонии с природой — значит понимать и принимать неразумную реальность природных сил. Чем больше это понимание и принятие, тем больше гармония. Поскольку мы, люди, сегодня знаем гораздо больше, чем наши предки, о физике, химии, лесном хозяйстве, метеорологии, металлургии, биологии, эпидемиологии и т.д. со всем этим знанием мы живем гораздо более гармонично с природой, чем наши предки.

Конечно, столетия назад люди жили просто — если под словом “просто” понимать жизнь, в которой одно поколение за другим было занято неизменной скучной рутиной, а потребление ограничивалось почти исключительно тем крошечным количеством товаров и услуг, которые могли быть произведены с нуля несколькими десятками сельчан. Такая “простота”, увы, дает только средства к существованию. И люди, тратящие все свое время на добычу средств к существованию, не могут избежать невежества и суеверий.

Давайте перестанем принимать скучный распорядок и отсутствие сложных моделей производства и потребления за свидетельство жизни в гармонии с природой. Это миф — можно сказать городской миф, — что доиндустриальные народы жили с природой гармонично или, по крайней мере, более гармонично, чем мы сегодня. Природа уничтожала наших доиндустриальных предков. Природа безжалостно загоняла их в ранние могилы. Неспособность наших предков произвести достаточное количество богатства была отражением не их гармонии с природой, а их глубокого незнания природы и, следовательно, конфликтных отношений с ней.

Танцевать для ублажения воображаемых богов дождя или читать заклинания над ребенком, умирающим от бактериальной инфекции, — не значит жить в гармонии с природой; наоборот, это означает находиться с природой в дисгармонии. Природа всегда делала свое дело — например, высушивала посевы, или выращивала смертоносные бактерии в легких детей — в то время как люди, которые не понимали природы примерно на том же уровне, как природа не понимала людей, пели, танцевали, строили тотемы, сжигали листья и ветки, приносили в жертву животных — все это в бесплодных попытках решить проблемы.

Наши научные знания о том, как орошать поля, а также о том, как производить и применять антибиотики, свидетельствуют о том, что именно мы сегодня, в современном глобализированном мире, живем в гораздо более тесной гармонии с природой. Мы не молимся о чудесах. Мы не ожидаем, что природа изменит свою логику просто потому, что мы высокомерно этого хотим. Мы принимаем логику природы и работаем с ней.

Силы природы — это то, чем они являются. Молитва о чудесах бесплодна; эти силы будут делать то, что они делают. Только люди, которые понимают природные силы и то, как им противодействовать, усиливать, поддерживать или изменять их с помощью других природных сил, могут по праву сказать, что они живут в гармонии с природой.

Именно наука, рациональное мышление, мудрый скептицизм и критический анализ позволяют нам, людям, жить во все большей гармонии с природой.

Природа всемирного рынка

Однако есть одна часть природы, с которой мы сегодня действительно находимся в большом конфликте, а именно природа современного общества. Главная особенность этого общества — зависимость каждого человека от знаний и продуктивных усилий буквально миллиардов незнакомцев.

Каждое мгновение каждого дня каждый из нас в современном мире наслаждается каким-то благом, услугой или опытом, что является возможным только потому, что бесчисленное количество незнакомцев совершают сложную серию удивительно хорошо скоординированных действий, конечными результатами которых являются товары, услуги, и переживания, которые присущи современной жизни. От будильника на смартфоне, который будит вас по утрам, от кофе и круассана, которыми вы наслаждаетесь на завтрак, от компьютера или других гаджетов, которые вы используете для работы, до жесткой черепичной крыши над вашей спальней и мягкой ткани простыней, на которых вы засыпаете каждую ночь. Каждый день своей жизни вы потребляете непрерывный поток плодов труда миллиардов незнакомцев.

Высвобождение и координация всех этих удивительных производственных усилий достигаются только в рамках свободных предпринимательских рынков. Цены, прибыли и убытки возникают тогда, когда покупатели в значительной степени свободны тратить свои деньги по своему усмотрению на товары и услуги, предлагаемые предпринимателями, которые в значительной степени свободны начинать и заканчивать любое производство. Цены, прибыли и убытки ежедневно направляют эти экономические процессы. Результат — наш сказочно процветающий современный мир.

И хотя эта непостижимо сложная серия скоординированных действий миллиардов людей со всего мира не обходится без случайных сбоев, свидетельством того, что она работает надежно, является ваше собственное огромное материальное процветание, которое удивительным образом сочетается с непонимаением рыночного порядка, который делает это процветание возможным.

К сожалению, такое непонимание делает глобальный рыночный порядок открытым для атак. Слишком много людей воспринимают его плоды как должное или воображают, что его операции намного проще, чем они есть на самом деле. Результаты этого незнания природы рыночной экономики могут иметь катастрофические последствия.

Я считаю, что у нас не было бы локдаунов, если бы больше людей понимало сложность рыночного порядка и более полно ценило величину материального процветания, которое этот порядок делает возможным. Эти ограничения и подпитывающие их безумные страхи без разбора уничтожают бесчисленные невидимые узлы коммерческих взаимодействий. Губернаторский диктат перечеркивает бизнес-планы. Команды мэра в мгновение ока уничтожают предприятия. Государственные приказы о локдаунах — и постоянная угроза введения новых — серьезно ограничивают способность предпринимателей вводить новшества, а поставщиков — конкурировать, чтобы удовлетворить потребности потребителей. Необоснованная медиа и политическая истерия по поводу ковида разрывает множество нитей, образующих сложную сеть отношений поставок, необходимых для того, чтобы на наших столах был хлеб, а над нашими головами — крыша.

Рынок — это не хрупкий цветок. Он может терпеть и терпит жестокое обращение, не бросая нас. Но он не является несокрушимым. Приказывая людям держаться подальше от множества коммерческих взаимодействий — не говоря уже о том, что эти приказы должны были длиться несколько недель, а длятся уже больше года — правительства всего мира уничтожают мировую экономику.

Ни одно событие в моей жизни не может сравниться с ограничениями ковида, в качестве примера того, как мы, люди, так невежественно и высокомерно решили жить не просто негармонично с природой, но и прямо и враждебно ей противостоять. Окончательная цена, которую мы заплатим за это безумие, будет астрономической.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев