Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Хоаким Бук
Невежественный мир и что с этим делать

Призрак преследует западный мир — призрак глубоко ошибочного понимания мира.

Британским детям снятся климатические кошмары. Половина респондентов из Франции считают, что изменение климата вызовет “вымирание человечества”. Американские учителя нянчятся с учениками, у которых случаются панические атаки, когда где-то на планете бушуют лесные пожары. Экологическая тревожность явно охватила западный мир, но что еще хуже, большинство людей мрачно смотрят на весь прогресс человечества, а не только на изменение климата.

Поскольку медленные изменения не замечаются, и поскольку люди используют умственные шаблоны, чтобы объяснять мир, мы в конечном итоге получаем крайне ошибочное представление о том, в каком мире мы живем. Покойный Ханс Рослинг, шведский профессор международного здравоохранения, которого большинство из нас знает как взбудораженного человека на YouTube (того, кто объясняет прогресс мира с помощью пузырьков и гигантских блоков), посвятил свою жизнь развенчанию этих заблуждений. Фонд Gapminder Foundation, который теперь продолжает его дело, сообщает:

“Наши исследования невежества показали, что широкая общественность заблуждается в отношении многих основных глобальных фактов. Надежная статистика существует почти по каждому аспекту глобального развития, но эти цифры не трансформируются в общепринятые представления, потому что использование статистики и обучение ей все еще слишком сложно”.

Gapminder обычно задает 12 вопросов (иногда с тринадцатым вопросом о глобальных температурах) об основных, бесспорных, изменениях в глобальном развитии — вопросы с несколькими вариантами ответов о таких вещах, как демографические изменения, или о том, сколько девочек в бедных странах заканчивают начальную школу и что случилось с крайней бедностью за последние двадцать лет.

Результаты ужасны, но дело не в незнании. Если бы люди просто не знали, они бы случайно выбрали правильный ответ в трети случаев: так поступает шимпанзе. Однако, среднестатистический человек отвечает правильно в 22% случаев. Результаты по некоторым вопросам, таким как ожидаемая продолжительность жизни в мире (50, 60 или 70 лет?), должны напугать нас даже больше, чем мрачные представления об изменении климата. Глобальные улучшения за последние сорок лет, похоже, прошли мимо большинства умных людей. Из студентов и преподавателей ведущих университетов менее чем каждый пятый отвечает на вопросы правильно — даже лауреаты Нобелевской премии уступают шимпанзе. В группах с наихудшими результатами оказались шведские профсоюзные активисты (10% ответили правильно) и норвежские учителя (7% правильно). В одной из запоминающихся лекций Рослинг воскликнул: “Чему ты, черт возьми, учишь детей ?!”

В одной этой фразе кроется большая часть проблемы наших усиливающихся заблуждений о мире.

СМИ погружают нас в поток катастроф, которые они собирают со всех частей мира, игнорируя при этом великие “не-события”. Когда суперциклоны убивают 128 человек вместо сотен тысяч, которые они обычно убивали, мы даже не слышим о них. Когда сотни тысяч людей ежедневно, каждый день выходят из крайней нищеты, это не заслуживает внимания новостей. В результате, отмечает Gapminder, “люди носят с собой мешок устаревших фактов, которые они получили в школе (включая знания, которые часто оказывались устаревшими еще в школе)”.

Противодействие этому требует информации и обновленных рамок для мышления о мире, а также принятия той идеи, что все постепенно становится лучше, а не хуже, поскольку мы решаем все больше проблем, изобретаем лучшие вещи и привлекаем больше людей на глобальный рынок. Возвращение такого оптимистического мышления (Рослинг предпочитает термин “поссибилистский”) не требует ничего, кроме признания того, что “факты лучше мифов, особенно для понимания мира”.

Не дезинформируй!

Сказать, что мир становится лучше, не значит останавливаться на достигнутом. Не следует быть неоправданно оптимистичным в отношении будущего или верить в то, что существует только единственный путь и это путь к лучшему. Нет, сказать, что мир становится лучше значит сказать, что он становится лучше в целом и со временем. Сказать, что мир становится лучше, значит сказать, что прогресс заработан тяжким трудом; что это постепенный процесс с глубокими структурными и историческими корнями; что тот маленький рай, который ты можешь создать в своей жизни объединяется с другими такими же, чтобы сделать весь мир чуть менее плохим, чем он был вчера. Я работаю на вас и делаю то, что у меня хорошо получается; вы работаете на меня, делая то, что у вас хорошо получается, а изобретатели и предприниматели во всем мире находят способы сделать нашу жизнь лучше.

Это не предопределенный путь и, безусловно, не всегда безошибочный. Прошлый год был неудачным практически во всех отношениях, которые мы умеем измерять (смертность, продолжительность жизни, бедность). Двадцатый век стал свидетелем самых ужасных злодеяний человечества: мировых войн, геноцида, тирании. Иногда прогресс приостанавливается, а иногда наш прошлый прогресс порождает новые проблемы, которые нам еще предстоит преодолеть — например, концентрация CO2 в атмосфере из-за угля и нефти, которые мы сожгли используя их как топливо для производства и транспортировки.

Хотя это глобальная проблема, о которой нужно серьезно поговорить с нашими детьми, нам не нужно переусердствовать. Ошибочные предсказания гибели никому не помогают. Когда мы это делаем, мы не готовим следующее поколение к процветающему миру или даже реальному миру.

Никто не сказал этим детям, что лесные пожары сейчас уничтожают меньше лесов, чем раньше, а леса в Калифорнии сгорело гораздо больше до прибытия европейцев. Смертность от стихийных бедствий, таких как штормы, ураганы и наводнения, которые мы обычно связываем с изменением климата, значительно снижается практически в любой временной период, даже несмотря на то, что нас стало намного больше на планете. Детская смертность падает по всему миру, и мы производим больше продуктов питания, чем когда-либо. Ни одна из этих тенденций не собирается внезапно остановиться, повернуть вспять или свести на нет уже достигнутый нами прогресс.

Какой смысл учиться, когда мир вокруг нас рушится?

Это вопрос, который беспокоит многих школьников, и особенно Грету Тунберг. Мир движется к неизбежной климатической катастрофе, так зачем им учиться для будущего, которого у них не будет?

Одна из причин для этого — узнать, что мир на самом деле не рушится, что дела становятся лучше — даже если паника по поводу пандемии и изменения климата, кажется, говорит об обратном. Бедствия бывают быстрыми и внезапными; прогресс идет медленно и нелегко. Мы живем дольше, здоровее, безопаснее, лучше и насыщеннее, имея лучший доступ практически ко всему, что вы можете себе представить. Пока что человеческая изобретательность превзошла все, что нам подбросила враждебная планета и все, что было причиной для веры в упадок и гибель.

К счастью, во всей этой неразберихе есть по крайней мере одна вещь, которую вы можете сделать: рассказать своему ребенку не о том, что мир опасен и ужасен, а о реальном прогрессе. Вот, что делает, например, Тони Морли, выдающийся защитник прогресса: проект ориентированный на детей от 6 до 12 лет, в котором Морли собирает воедино сто одностраничных историй о силах, людях и удивительной истории того, как люди прогрессировали и коллективно улучшили наш глобальный уровень жизни. Human Progress for Beginners пытается

“Рассказать о драматической истории человеческой цивилизации и о нелегком пути повышения уровня жизни за последние 250 лет. С начала промышленной революции цивилизация пережила самый большой рост уровня жизни, процветания и благополучия в истории нашего вида. […] “Human Progress for Beginners” расскажет юным читателям неописуемую историю прогресса в яркой и увлекательной книге, подобной которой никогда не было”.

Книга описывает инновации, потрясшие наш мир: печатные станки, паровые двигатели и двигатели внутреннего сгорания; история света и история пищи; прогресс грамотности и мира.

“То, что прогресс движется вперед, — подчеркивает Морли, — не означает, что он закончен”, и в нашем мире, безусловно, есть возможности для улучшения. Но это не повод для того, чтобы отчаиваться и ссылаться на мрачный “дух времени” “упадок цивилизации”, “апокалипсис” или “климатическую катастрофу”. Вместо этого мы должны радоваться нашим достижениям, даже в тех областях, которые, по мнению многих наших молодых людей, безвозвратно разрушены.

Это контринтуитивная позиция, которую сложно осмыслить: мир может быть и лучше, и все еще во многих отношениях плох. Мы никому не сделаем лучше, в особенности нашим детям, преувеличивая плохие стороны и забывая, как далеко мы на самом деле зашли.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев