Деньги, растущие в цене, изменят все
В первые годы биткоинового бума я посетил шумную и очень веселую конференцию недавно разбогатевших цифровых титанов. Думаю, что это было в 2014 году в Майами, а биткоин только что достиг отметки в 1000 долларов. В то время идеалом первых инвесторов было тратить. Как сумасшедший.
Казалось, что этот токен, который можно было потратить с такой пользой, просто растет на деревьях. Ваш компьютер “добывает” волшебные деньги, которые никто не использует, и следующее, что вы видите — 100 тысяч долларов в ваших лапах. Вы не сделали ничего, чтобы “заработать” эти деньги, только добровольно предоставили некоторую вычислительную мощность. Почему бы не жить так дальше?
В те дни действовала странная психология. Трудно было поверить в то, что этот крошечный протокол работает, и все же он работал. Так давайте проверим, насколько он работает!
На этой конференции жизнь выглядела прекрасной. Феррари и Мазерати заполнили улицы Майами. Люди обменивались друг с другом, используя цифровые кошельки на своих смартфонах. Алкоголь лился рекой. Музыка, свет, роскошь. Вы могли выбрать одну из нескольких прогулок на яхте с бесконечным количеством еды, веселья и живой музыки.
Вот это были времена!
Однако вскоре после этого биткоин повернул на юг. Его цена упала с 1000 долларов до 335. Вокруг царили грусть и уныние. Все это празднование оказалось напрасным. Вновь разбогатевшие потеряли свое богатство. Теперь у них было множество машин, яхт и домов, которые они больше не могли себе позволить. Куда-то исчез оптимистичный лозунг “ту зе мун!” В те дни казалось, что волшебные интернет-деньги обращаются в пыль.
Все это было смешно. Я следил за ростом биткоина с 0 до 14 долларов прежде, чем написал о нем свою первую статью, и вскоре его цена достигла 30 долларов. Люди кричали, что это безумный пузырь, который вот-вот взорвется, что он и сделал, прежде чем снова достичь новых высот. Я никогда не считал, что 300 долларов за биткоин это мало. Для меня даже 3 доллара были чем-то вроде чуда. Биткоин наконец стал той цифровой валютой, о которой мы мечтали 15 лет.
Я никогда не рассматривал это ни как инвестиции ни как технологии. Цена была случайной — но все это было довольно забавно. Это было источником восхищения публики.
Теперь, по прошествии многих лет мы можем видеть, что катастрофы прошлого — которые в то время выглядели так пугающе — представляют собой лишь незначительные всплески, едва различимые в долгосрочном тренде роста, роста и еще раз роста. Переживите достаточно этих всплесков, и вы перестанете волноваться. До недавнего времени существовала модель “3 шага вперед — 2 шага назад”, но теперь она превратилась в твердые 20 000 долларов, затем 30 000 долларов, затем 40 000 долларов. Биткоин, похоже, делает шаги к тому, чтобы стать альтернативной мировой резервной валютой, это будет не скоро, но это вполне возможно.
Давайте посмотрим на более широкий вопрос, что это может значить для нашей жизни. Биткоин проработал 12 лет как дефляционный актив. Это означает, что ценность денежной единицы становится все более высокой с точки зрения товаров и услуг. Это противоположно поведению инфляционного актива, такого как доллар США, который сейчас стоит около 5 центов по сравнению с его ценностью до Первой мировой войны, из-за неправильного управления денежными средствами, когда Федеральная резервная система наводняет рынки деньгами для оплаты государственных расходов и долгов, а также спасения банковской системы, когда она оказывается в беде.
Если у вас есть инфляционный актив, у вас больше стимулов потратить его сегодня, а не откладывать, поскольку вы можете разумно ожидать, что цена этой денежной единицы со временем упадет. У вас также больше шансов взять ссуду и жить не по средствам, потому что вы обслуживаете ссуду более дешевыми деньгами, чем получаете (при прочих равных).
Как меняется эта психология, если вы держите денежный актив, цена которого со временем растет? Здесь у вас есть стимул не только экономить, но и серьезно переосмыслить все свои жизненные привычки. Это влияет на то, будете ли вы покупать или арендовать, устроитесь ли вы на государственную работу или будете рисковать на рынках, влияет на то, будете вы иметь детей или нет. Все это зависит от оценки будущей покупательной способности, которая связана с предполагаемым направлением движения цены денежной единицы.
Это достаточно точно описывает то, что произошло с биткоин-сообществом через три года после той сумасшедшей конференции, когда цифровой актив восстановил свою прежнюю цену, выраженную в долларовом выражении. Внезапно стало очевидно, что эта штука будет расти и расти. Те люди, которые тратили свои биткоины как сумасшедшие — обменивая их на доллары или на товары и услуги, — теперь испытывали чувство сожаления, как и многие другие, которые продали свои биткоины десять лет назад, когда цена достигла 1 доллара: люди разумно полагали, что биткоин никогда не сможет стать сильнее самой сильной бумажной валюты в мире.
Пока биткоин постепенно двигался к отметке 10 000 долларов, люди, купившие модные автомобили и дома смотрели на них и задавались вопросом, почему они продали свои биткоины. Если бы они подождали несколько лет, прежде чем выбросить свои волшебные деньги, они были бы в десять раз богаче. Богатый — это хорошо. Чем богаче, тем лучше. Они усвоили урок денежной экономики.
Внезапно в биткоин-сообществе утвердился новый дух. Эти люди стали крайне бережливыми. Они смотрели на хлам в своих домах и думали, сколько он может стоить в терминах биткоинов. Они переосмыслили свои отпуска. Начали делать покупки в комиссионных магазинах, переезжать в более дешевые районы, покупать подержанные машины. Они начали питаться дома.
Компании, специализирующиеся на технологии блокчейн, стали более внимательно относиться к своим расходам, по возможности ограничивая расточительство. Другими словами, они начали думать о будущем не из-за изменения внутренней добродетели, а из-за очень практического осознания того, что сохраненный биткоин — это заработанный биткоин.
Биткоин-богачи начали жить, как долларовые бедняки.
Это был момент, когда крипто-богачи стали совершенно другой кастой. В моду вошло движение HODL (это преднамеренное неправильное написание слова “HOLD” или, возможно, оно означает “держись изо всех сил”). Вместо того, чтобы активизировать свой образ жизни, они начали набирать обороты, превращая лишние доллары в криптовалюту с прицелом на будущее.
И это продолжалось три долгих года, в течение которых цена биткоина в долларовом выражении колебалась вверх и вниз около 10 тысяч долларов, прежде чем вырвалась наружу. Чем меньшим вы владели, тем больше у вас было биткоинов (хотя к тому времени этим уже никто не хвастался).
Инфляционный или дефляционный характер валюты по-разному влияет на культуру. Дефляционная валюта, такая как биткоин, поощряет мышление о будущем, отсрочку потребления, более тяжелую работу и меньшее расточительство, а также общий поворот к сбережениям и инвестициям (надеюсь, во что-то помимо биткоинов). Медленно возрастающая покупательная способность с течением времени вознаграждает вкладчиков, кредиторов и инвесторов, а не транжир и должников. Это хорошо для процветания.
Инфляционная валюта делает прямо противоположное, вознаграждает стремление жить сегодняшним днем. Можно заметить, что дефляционная валюта подталкивает людей к стилю жизни, который предыдущие поколения могли бы назвать ответственным.
За исключением нескольких лет в тяжелые времена Великой депрессии, никто из живущих не жил в условиях предсказуемо дефляционной валюты и не корректировал свою жизнь в свете того, что это может значить для него.
Из-за сильной послевоенной инфляции мы считали само собой разумеющимся, что хранение долларов обычно является плохой идеей. Однако в конце 19 века использование валюты с ожидаемо растущей стоимостью было обычным явлением. В результате люди действительно были более бережливыми, и это способствовало процветанию, по крайней мере, до тех пор, пока Федеральная резервная система не изменила все к худшему.
Возможно, массовое владение и использование биткоинов и других криптовалют может внести культурный и экономический вклад в превращение нас из расточительных в бережливых, как это было с нашими прапрапрадедами. В конце концов, именно они и золотой стандарт, в условиях которого они жили, направили нас на путь построения современного и процветающего общества, в то время, как бумажные инфляционные деньги сделали очень много, чтобы повернуть этот процесс вспять.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев