Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Дональд Будро
Невидимые инновации

Классические либералы еще со времен Адама Смита знали, что самый большой провал рынка — это его склонность скрывать или маскировать многие из своих полезных последствий. Этот провал рынка приводит к тому, что обычные люди недооценивают достижения рынка и переоценивают силу государственного вмешательства ради достижения “хороших результатов”.

Например, люди легко видят предприятия и рабочие места, сохраненные благодаря протекционизму, но предприятия и рабочие места, а также экономический рост, уничтоженные протекционизмом, остаются незамеченными. Люди легко видят более высокую зарплату, выплачиваемую работникам, занятым на законодательно установленных минимальных зарплатах, но не видят работников, оставшихся без работы или занятых на худших работах. Чтобы “увидеть” уничтоженные предприятия и возможности трудоустройства, требуется нечто большее, чем простое зрение и осведомленность о заявленных намерениях. Для этого нужно немного — совсем немного — аналитического мышления.

Тема видимого и невидимого, разумеется, неоднократно звучала в классической либеральной науке и публичных комментариях.

Но даже когда достижения рынка находятся на виду — буквально видны невооруженным глазом, — они часто остаются незамеченными. Некоторые инновации, такие как микроволновая печь в 1970-х годах и смартфон в первом десятилетии этого века, настолько необычны, когда появляются на сцене, что поначалу все охают и ахают. Но поскольку рынок вскоре делает эти вещи доступными практически для всех, они быстро становятся привычными и ожидаемыми.

И если, как это почти всегда бывает, продолжающиеся инновации и рыночная конкуренция приводят к еще большему снижению цен на эти чудесные и удивительные товары, то вскоре они начинают восприниматься как дешевые и несерьезные безделушки — свидетельство,, того, что рынок возвышает мелкое, материальное и атомизированное индивидуальное над глубоким, духовным и поддерживающим душу общим. Только социопатический homo economicus и его глупые защитники сопротивляются усилиям по защите работников и сообществ от порочной и бездушной глобальной конкуренции, которая завалила мир всякими штучками и безделушками, продающимися в Walmart и Target.

Работникам и населению, очевидно, будет гораздо лучше, если рынок станет склеротическим и сохранит в дефиците такие товары, как микроволновые печи, смартфоны, свежая черника зимой и простыни из египетского хлопка плотностью 1200 нитей, доступные только управляющим хедж-фондами и голливудским звездам. Hoi polloi, видя, как эти роскошные вещи потребляются сверхбогатыми людьми, могли бы испытывать некоторую зависть, но, как нам говорят, это недовольство было бы перекрыто теми преимуществами, которые простые люди могли бы получить от стабильности своей работы и общества. Невозможно оценить удовлетворение, которое испытывает сварщик Джонс, зная, что, как его отец и дед до него, его сыновья и внуки после него тоже будут работать сварщиками.

Инновации вездесущи

Типичная инновация в современной рыночной экономике с самого начала является незамеченной. Ей не восхищаются благодарные потребители, не осуждают с презрением эксперты и профессора, указывая на нее, как на свидетельство губительного для души материализма или разрушающей общество глобализации. И все же это типичное новшество — настоящее чудо!

Вспомните подарки, которые вы и ваша семья разворачивали в рождественское утро. Почти каждое из этих сокровищ было упаковано в материалы, изобретательно разработанные, чтобы предотвратить поломку и обеспечить удобство в обращении. Кто разработал упаковку, которую вы минуту или две держали в руках? Кто изготовил литую пластиковую оболочку, которая защитила ваш новый кухонный комбайн от поломки во время транспортировки? Вы не имеете ни малейшего понятия. Вы ничего не думаете об упаковке. К этому моменту большая ее часть была выброшена. Однако без нее ваши праздничные подарки были бы гораздо скромнее.

Рынок стимулирует и направляет предпринимателей на создание блестящей и недорогой упаковки, которую вы видите своими глазами и трогаете своими руками. Вы видите это, но вы этого не замечаете. Вы не отдаете должное рынку за то, что он сделал гениальную упаковку доступной.

Теперь подумайте о булавках — или, скорее, об их отсутствии. Еще несколько лет назад каждая только что купленная мужская рубашка буквально кишела булавками. Чтобы расстегнуть рубашку, нужно было вынуть шесть или восемь булавок. Сегодня складка новой рубашки удерживается на месте не булавками, а крошечными металлическими или пластиковыми устройствами, напоминающими скрепки. (Скорее всего, то же самое можно сказать и о женских блузках, но, будучи парнем, я не могу утверждать наверняка). Эти зажимы гораздо легче и менее трудоемко удалять, чем булавки.

Это новшество небольшое, даже мизерное. Но оно реально, и оно повышает наш уровень жизни. Однако многие ли из вас заметили это? Почти никто. Поэтому рынок не получает за это никакой похвалы.

Вот еще несколько сравнительно недавних инноваций, каждая из которых была небольшой, но гениальной, и которую либо не заметили, либо заметили только с безэмоциональным и скоро забытым “Хм. Как вам это”:

  • Верхняя часть современных банок.
  • Доступность одежды не только разных размеров, но и разных фасонов (например, “расслабленный” против “приталенного”).
  • Приложения, превращающие смартфоны в линейки, уровни, фонарики, синоптиков и телевизоры.
  • Шкафы с мягким закрыванием.
  • Высокие, перевернутые U-образные кухонные смесители, форсунки которых выдвигаются.
  • Более тихие посудомоечные машины.
  • Возможность бронировать столики в ресторанах через Интернет.
  • Камеры заднего вида на автомобилях.
  • Электрические розетки для пассажиров коммерческих авиалайнеров.
  • Постоянно увеличивающееся количество товаров, продающихся в обычных супермаркетах.

Этот список можно значительно расширить. Каждая из этих инноваций — продукт человеческого творчества. Они не возникли автоматически, и их вообще не было бы, если бы рынки не были такими свободными, инновационными и глобальными, как сейчас. Однако эти инновации — каждая из которых улучшает нашу жизнь — остаются незамеченными. А экономическая система, которая делает их возможными, осуждается, потому что она не создала на земле ни одной из тех конкретных версий рая, которые скачут в умах наших “беттеров”.

Оригинал

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев