Самая процветающая древняя нация, о которой вы никогда не слышали
В список вымерших стран входят довольно известные страны, такие как СССР (метко названный «Империей зла» Рональдом Рейганом) и Югославия, а также сотни забытых стран, таких как Маджапахит, Ассирия, Вавилон, Бургундия и Османская империя. На самом деле, исчезнувших стран гораздо больше, чем 195, существующих егодня на карте. Как любитель истории, я еще никогда не обнаруживал страну, опыт жителей которой был бы лишен интересных фактов и уроков.
Взять хотя бы Хазарию. Она существовала более 300 лет (от 650 до 965 г. н.э.) и занимала больше территории, чем скандинавские страны нашего времени. Она охватывал восточную половину современной Украины, степи Поволжья нынешней России, весь Крымский полуостров и Северный Кавказ. Ее южная часть занимала большую часть береговых линий трех морей: Черного, Каспийского и Аральского.
Мой тезис состоит в том, что для того, чтобы страна была “успешной” в течение значительного периода времени — успех здесь определяется как экономическое процветание, политическая стабильность и военная защищенность — она должна обладать значительным TTD. Это труднопроизносимая аббревиатура означает торговлю, терпимость и децентрализацию.
Каждый из этих трех критериев успеха стоит того, чтобы обсудить его, но вот его суть: когда существует экономическая свобода и частная собственность, торговля процветает. А торговля — это то, чем занимаются мирные люди, чтобы удовлетворить свои потребности и улучшить материальное благополучие. Задушите ее и уровень жизни упадает. Терпимость является признаком того, что люди ценят преимущества, которые дает разнообразие в личных предпочтениях. Нетерпимые люди лишают себя того, что могут предложить другие, и тратят время и ресурсы на борьбу, а не на сотрудничество. Децентрализация сохраняет богатую самобытность местных общин и препятствует концентрации власти с ее неизбежной коррупцией. Рассеянная власть — это укрощенная сила.
Таким образом, успешная страна — это страна, которая может похвастаться большим количеством TTD. Это поощряет обмен, обеспечивает разнообразие и не дает установиться нисходящему политическому контролю. Почти каждое “государство-неудачник” в истории делало обратное — подавляло торговлю; разжигало расовую, этническую или националистическую ненависть; и/или устанавливало диктатуру.
Хазария, к ее чести, практиковала открытую торговлю и терпимость и в ней было достаточно децентрализации, чтобы препятствовать тому, чтобы ее правительство покушалось на них. В конце концов, Хазария погибла не от внутренних причин, а от внешней агрессии.
Торговля
Тюркский народ, хазары получили свою независимость от ослабленной Западной Турецкой империи в середине 7-го века. Созданные ими сухопутные торговые маршруты соединялись со знаменитым “Шелковым путем”, который в свою очередь связывал Европу с Азией. Географическое положение Хазарии обеспечило уникальные экономические преимущества, которыми охотно воспользовались ее жители, так же как маленький город растет, когда в нескольких милях от него открывается новая автомагистраль между штатами. Хазария стала мостом между Востоком и Западом, что означало, что ее люди не только могли легко торговать с самыми разными партнерами, но и видеть множество экзотических товаров и путешественников, путешествующих по региону.
Хазария обеспечила безопасный проход и установила минимальное налогообложение для торговцев, что сделало страну одним из процветающих коммерческих перекрестков средневекового мира. Арабы на юго-западе высоко ценили хазарские меха и одежду. Хазары покупали за серебряные монеты зеркала из Китая. Вероятно, игра в шахматы возникла в Хазарии, которая экспортировала ее в Европу. Археологи нашли доказательства того, что хазарские торговцы добрались до Швеции. В книге по географии 10-го века, написанной на персидском языке, Худуд аль-Алам (“Регионы мира”) сказал о Хазарии: “Это очень приятная и процветающая страна с огромными богатствами”.
Если вы путешествовали через Хазарию в качестве торговца, перевозя товары в такие соседние страны, как Византия или современный Иран или Россия, губернатор провинции Хазарский облагал вас налогом в пункте выхода по ставке 10 процентов от стоимости товара. Неплохо, если учесть, что вы наслаждались гостеприимством и защитой хазар на протяжении долгого и опасного путешествия.
К 19-му веку ученые начали использовать фразу Pax Khazarica (Хазарский мир), чтобы описать господство хазар над регионом и его важными торговыми путями. Некоторые интересные фотографии и зарисовки хазарских артефактов можно посмотреть здесь.
Терпимость
Как насчет терпимости? Судя по всему, у хазар было с ней все в порядке они извлекли из терпимости огромную пользу. В эссе 1835 года русский историк Василий Григорьев писал:
Хазарский народ был необычным явлением для средневековья. Окруженные дикими кочевыми племенами, они обладали всеми преимуществами развитых стран: структурированным правительством, обширной и процветающей торговлей и постоянной армией. В то время, когда величайший фанатизм и глубокое невежество спорили за господство над Западной Европой, хазарское государство славилось своей справедливостью и терпимостью. Люди, преследуемые за их веру, стекались в Хазарию отовсюду. Как яркая звезда Хазария сияла на мрачном горизонте Европы.
Религиозные и этнические тирании унесли неисчислимые легионы жизней в бесконечных войнах в эпоху средневековья, но Хазария создала многоязычное общество с множеством конфессий и народов. Ричард А. Э. Мейсон в “Украинском Ежеквартальнике” за зиму 1995 года в статье “Религиозные верования хазар” пишет:
Аппозиция народов и культур привела … к расцвету материальной и духовной культуры хазар. Это также послужило основой для замечательного симбиоза различных систем религиозных верований и практик, которые сформировали уникальную особенность хазарского государства на протяжении всей его истории, вплоть до его трагического падения. Религиозные верования, существовавшие среди жителей хазарского государства, были столь же многочисленны, как и сами эти народы.
Либеральность хазар была особенно хорошей новостью для евреев того времени, которых обычно преследовали в христианской Европе и на исламском Ближнем Востоке. Описывая Хазарию как “маяк надежды” для евреев, Кевин Алан Брук отмечает:
Евреи смогли процветать в Хазарии благодаря терпимости хазарских правителей, которые приглашали византийских и персидских еврейских беженцев поселиться в их стране. Влияние этих беженцев привело к тому, что хазары обнаружили привлекательность еврейской религии и многие из них приняли иудаизм.
В своей книге 1996 года “Хроники еврейского народа” Рэймонд Шейндлин высказал мнение, что, хотя евреи в раннем средневековье были объектом повсеместного преследования:
Хазария была единственным местом в средневековом мире, где евреи фактически были сами себе хозяевами… Для угнетенных евреев мира хазары были источником гордости и надежды, поскольку их существование, казалось, доказывало, что Бог не полностью оставил Свой народ.
Терпимость хазар, значительная по тем временам, имела свои пределы. Как и практически любая другая страна в мировой истории, Хазария поддалась соблазнам рабства и работорговли. С одобрения правительства некоторые хазары захватывали соседних славян и своих соплеменников, живущих на севере, а затем продавали их на прибыльных мусульманских рынках рабов в Персии и на Ближнем Востоке. Хазария, вероятно, получила бы оценку “В”, потому что там рабство, по-видимому, встречалось гораздо реже, чем среди соседей.
В целом, для страны, которая существовала в эпоху, которую некоторые историки считают Темными веками, Хазария была оазисом просвещенной терпимости.
Децентрализация
Доказательства децентрализации существуют, но они менее убедительны. Мы можем судить об этом, например, по тому, что книжники того периода, как местные, так и иностранные, не писали о стране так, как будто жизнь в ней вращается исключительно вокруг политически влиятельных фигур. В Хазарии была монархия, но довольно уникальная — верховная власть разделялась между каганом и беком.
Верховный суд из семи человек в хазарской столице Атиль был образцом терпимости и мирного сосуществования", согласно Броку в его книге “Евреи Хазарии”, потому что он был намеренно составлен из двух евреев, двух мусульман, двух христиан и одного язычника. Гарантия того, что ни одна вера не доминирует в судебной системе, является формой децентрализации.
Сбор налогов и таможенных пошлин осуществлялся не центральным правительством в Атиле, а губернаторами провинций. Города возглавлял хазарский эквивалент избранных мэров. Они были известны как “babaghuq”, что означает “отец города”.
Несколько сотен лет спустя инки Перу установили, пожалуй, самый централизованный режим в мировой истории. Как пояснил в “Инки и Коллективистское государство” Ричард Эбелинг, правители этой страны обладали непререкаемой властью, и они “ввели обязательный эгалитаризм практически во всем”. Ничего подобного никогда не укоренилось в гораздо более либеральной Хазарии.
Есть все основания полагать, что TTD — торговля, терпимость и децентрализация — процветали в относительном изобилии в течение трех столетий в ныне забытой Хазарии.
К сожалению, конец Хазарии был жестоким, внезапным и тотальным. Русский ворлорд князь Святослав решил устранить Хазарию как геополитическое препятствие к покорению Константинополя. В 960-х годах он руководил массовым вторжением, которое стерло с лица земли хазарское государство и полностью уничтожило его столицу, как римляне уничтожили Карфаген более тысячи лет назад. Уничтожение Атиля было настолько абсолютным, что “не осталось ни винограда, ни изюма, ни листьев на ветке”. Только в 2008 году археологи обнаружили, что этот город находился на северо-западном берегу Каспийского моря.
Да здравствует дух Хазарии!
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев