Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Кевин ван Элсвик
Правящие классы отрицают инфляцию, а корабль дураков плывет дальше

Продолжающаяся инфляция неизбежно ведет к катастрофе Людвиг фон Мизес

Потребительское поведение влияет на индекс потребительских цен (ИПЦ) по широкой категории продуктов питания, что приводит к занижению реального уровня инфляции или той инфляции, которую можно ощутить непосредственно на своем кошельке. Это не просто проблемы общей статистики, которая не отражает всех деталей — это серьезное нарушение прав бедных и людей с фиксированным доходом.

ИПЦ показывает номинальные изменения в долларах по 299 позициям от месяца к месяцу и от года к году. За год, закончившийся в декабре 2021 года, общий ИПЦ составил 3,4%. Продукты питания для домашнего потребления подорожали на 6,5 процента за этот период. В течение года, заканчивающегося в 2022 году, ИПЦ вырос на 6,5 процента, а продукты питания — на 10,4 процента. Если суммировать данные за два года, ИПЦ вырос на 11 процентов, а продукты питания для домашнего потребления подорожали на 17,6 процента.

За этот же двухлетний период номинальная почасовая плата в частном секторе выросла на 15 процентов. Однако, за период с четвертого квартала 2020 года по четвертый квартал 2022 года реальная заработная плата снизилась на 4 процента. Облегчение не наступило даже для полностью занятых людей.

На главной дороге в моем родном городе Брукфилд, штат Висконсин вы увидите много заправок. Цены могут отличаться где-то на 5 процентов: от 3,09 долларов за галлон до 3,29 долларов за галлон. Покупка бензина является пассивной. Сравнивая цены на заправках можно в итоге сэкономить пять центов на 12 галлонах бензина. Это незначительный выигрыш. Покупка бензина — это задача “по пути”. Я заправлюсь по пути в магазин инструментов.

Когда покупательная способность потребителей ограничена, продажи некачественных товаров увеличиваются. Повышение цен на обычные и даже некачественные товары стимулирует покупку товаров-заменителей, если они доступны или приемлемы по цене. Изменения могут быть едва уловимыми, трудно поддающимися количественной оценке и не учитываемыми ни исследователями, ни теми, кто их интерпретирует.

Покупка продуктов не является пассивной. Цены на продукты питания более эластичны, чем на бензин, потому что у потребителей есть выбор. Разнообразие потребительских предпочтений проявляется на уровне продуктовой тележки. Некоторые решения включают планирование меню, покупку товаров без бренда, приобретение продуктов в большом объеме или крупным оптом за более низкую цену за единицу товара, учет рекламных акций и скидок из еженедельных объявлений, посещение нескольких магазинов, включая крупные супермаркеты, поиск заменителей, приобретение низкокачественных товаров, или просто отказ от дорогих или дискреционных товаров. Поиск более приемлемых цен увеличивает время, необходимое для поиска выгодных предложений, что добавляет в уравнение альтернативные издержки.

Номинальные затраты на измеряемые товары становятся еще более обременительными для потребителя, когда мы добавляем к ним усилия по экономии. Они платят больше более слабыми долларами даже после того, как они приложили усилия, чтобы заплатить меньше.

Министр финансов Джанет Йеллен заявила общественности, что неприятные последствия инфляции носят временный характер. Однако инфляция не является временной; она накапливается. Она никогда не будет отрицательной. Чтобы рассмотреть рост цен на продукты питания за двухлетний период, проведем сравнение за два года. Сузим его до общего сравнения продуктов на кухонном столе, рассмотрим меню на завтрак, обед и ужин.

Мы будем ориентироваться на средний номинальный рост цен, который указывают экономические данные Федеральной резервной системы на март 2023 года. Мы сравним двенадцать месяцев, с февраля 2021 года по январь 2022 года, а затем сравним с двенадцатью месяцами по январь 2023 года.

В качестве завтрака рассмотрим яйца, бекон, тосты, бананы и кофе. В 2021 году затраты на этот набор выросли на 14 процентов по сравнению с 2020 годом. В 2022 году затраты на этот же набор выросли на 25 процентов по сравнению с 2021 годом. За двадцать четыре месяца рост составил 42 процента. Переходите на хлопья по выгодной цене? Вряд ли. Рост цен на крупы и хлебобулочные изделия в 2021 и 2022 годах составил 27 процентов за два года.

Обед — чизбургер. Хлеб, фарш и сыр подорожали. Этот набор продуктов подорожал на 3 процента с 2020 по 2021 год. В конце 2022 года этот же обед будет стоить на 12 процентов дороже.

На ужин мы подадим вам курицу, картофель и морковь. Стоимость этого блюда в первый год оставалась неизменной, как и стоимость обеда. К концу 2021 года, затраты увеличились на 3 процента. К концу 2022 года, двухлетнее увеличение затрат составило 36 процентов.

Подведем итоги: затраты на завтрак увеличились на 42 процента за два года. Скромный обед с чизбургером подорожал на 12 процентов, а ужин — на 34 процента. СМИ изошли ядом, критикуя умников из Wall Street Journal, которые предлагали пропускать завтрак.

Люди с низким или фиксированным доходом сильнее страдают от инфляции. Ограничения в доходах не позволяют корректировать рост цен на продукты питания. Социальные выплаты в 2021 году повысились на 1,3 процента. Повышение в 2022 году составило 5,9 процента, что в совокупности дает 7,2 процента за два года.

Однако арендная плата тоже выросла. Арендных платежей невозможно избежать и трудно заменить чем-то еще.

В исследовании Национального института здравоохранения, проведенном организацией All of Us с участием более ста тысяч человек, отмечается, что 9 процентам опрошенных с мая 2020 года по февраль 2021 года не хватало денег на еду. В 2020 году 6,7 процента американских семей воспользовались услугами продовольственных банков. В 2022 году более 53 миллионов человек воспользовались услугами продовольственных банков или кухонь для нуждающихся.

Ухудшение качества товаров иллюстрируются ценами на говяжий фарш. В продуктовом магазине моего района средние цены установились на отметке $3,99 за фунт говяжьего фарша. Ценообразование в 2021 году было основано на 8-процентном содержании жира. В 2022 году цена устанавливалась при содержании жира до 20 процентов: та же цена, то же название продукта, но другое, часто более низкое качество.

В штате Висконсин и в районе Милуоки процветает традиция пятничных ужинов с жареной рыбой. Каждую неделю церкви и некоммерческие организации становятся ресторанами на вынос, предлагающими жареную треску, картофель фри, капустный салат, яблочное пюре и ржаной хлеб. Даже тематические и этнические рестораны адаптируют свои меню, чтобы соответствовать этому рыбному ажиотажу.

Это огромный рынок одного товара (трески или сига) с множеством покупателей и продавцов. Во время Великого поста потребляется больше трески, чем в другое время года. Треска может быть примером товара сниженного качества или товара-заменителя.

На специализированном рынке свежее филе может стоить 14,99 долларов. Свежемороженная треска продается за $8,99. Мороженная треска стоит $6,99. Замороженная треска, которая покупается вместо свежей, является товаром-заменителем, или товаром худшего качества, который по многим характеристикам соответствует свежей треске, кроме вкуса. Усилия потребителей, переходящих на другие виды трески для экономии денег, теряются в ИПЦ для продуктов питания. Это происходит не только с треской.

Рассмотрим печенье, которое используют девочки-скауты. Взрослый супервайзер, с которой я недавно общался, сказала мне, что коробка печенья стоит пять долларов. Отвечая на мои вопросы, она сказала, что два года назад печенье стоило четыре доллара за коробку. На вопрос, имела ли место шринкфляция (то есть, попытка сохранить цену за счет ухудшения качества, — прим. ред.) супервайзер кивнула и сказала: “я думаю, что да, но я не уверена”. Цены на печенье выросли на 25 процентов.

Продолжающееся расширение федеральной помощи по многим направлениям приведет к усилению инфляции. Все больше граждан будут испытывать нехватку продовольствия или нуждаться в нем.

Несмотря на поиск выгодных предложений и экономию, цены на продукты питания выросли на 17 процентов. Если потребители старались сэкономить всего 10 процентов, реальная стоимость продуктов питания на кассе увеличилась более чем на 25 процентов, при этом реальная заработная плата упала на 4 процента.

Не рассчитывайте на облегчение. Безразличие к инфляции является системным явлением в Вашингтоне и Федеральной резервной системе. Джанет Йеллен в Федеральном резерве Сан-Франциско заменила Мэри Дейли. Как и министр Йеллен, она отрицает инфляцию.

Дейли ответила на вопрос об инфляции в духе “пусть едят пирожные”

Я не равнодушна к росту цен на бензин, продукты питания… Но я не оказываюсь в ситуации, когда мне приходится выбирать, потому что мне хватает, и многим, многим американцам тоже хватает.

Возможно, вы не сможете поехать в отпуск, который хотите. Вместо этого придется отправиться в поход или провести отпуск дома… Я знаю об этом.

Это катастрофа на борту корабля дураков Платона.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев