Подлый трюк, который использовали чиновники общественного здравоохранения, чтобы заставить ношение масок выглядеть суперэффективным
По состоянию на начало августа в 34 штатах США действуют приказы на использование масок в общественных местах, чтобы ограничить распространение COVID-19.
Эффективность масок для лица была предметом споров в медицинском сообществе с начала пандемии. Поскольку эксперты в области здравоохранения расходятся во мнениях относительно их эффективности, страны и учреждения здравоохранения по всему миру, включая Всемирную организацию здравоохранения и CDC, отменили свои рекомендации по маскам во время пандемии.
Можно привести разумные и убедительные доводы как за, так и против использования масок населением в целом. К сожалению, из-за политизированого характера дебатов найти истину в этом вопросе становится довольно трудно.
В качестве примера можно привести случай с чиновником общественного здравоохранения Канзаса, который попал в заголовки новостей на прошлой неделе после того, как его обвинили в использовании вводящей в заблуждение диаграммы, чтобы создать впечатление, что в округах, принуждающих к использованию масок уровень заболеваемости COVID-19 ниже, чем на самом деле.
На пресс-конференции секретарь Министерства здравоохранения и окружающей среды Канзаса доктор Ли Норман назвал принудительное ношение масок для лица причиной положительных тенденций заболеваемости COVID-19 в масштабе штата, общем снижении смертности, — госпитализаций и новых случаев.
Норман указал на диаграмму (см. ниже), на которой показаны две линии, отслеживающие случаи на 100 000 человек в период с 12 июля по 3 августа. Красная линия начинается выше синей линии, но затем резко падает в направлении оси X и заканчивается ниже синей линии.
Норман объясняет, что красной линией обозначены 15 округов с принудительным ношением масок, на которые приходится две трети населения штата. Плоской синей линией обозначены оставшиеся 90 округов, в которых не требуется носить маски.
“Все улучшения в развитии ситуации происходят благодаря тем округам, где носят маски”, — сказал Норман.
“Результаты очевидны”, — заявил Норман. Красная линия снижается. Синяя линия идет на одном уровне. Реальный эксперимент Канзаса показал, что маски работают.
Однако вскоре люди поняли, что что-то не так. Синяя линия и красная линия не находились на одной оси (на графике общая ось Х и разные оси Y, — прим.ред.)
Это создавало впечатление, что в округах, в которых приказано носить маски, ежедневно регистрируется меньше случаев болезни, чем в округах, в которых нет таких приказов. Однако это не так. На самом деле в округах, где действуют приказы на ношение масок, ежедневно намного больше случаев заболевания COVID-19, чем в округах, в которых таких приказов нет.
Если тренды изобразить на одной оси, то синие и красные линии выглядят следующим образом.
Многим канзасцам такая уловка не понравилась.
Эксперт Канзасского института политики Майкл Остин заявил местным СМИ, что диаграмма явно производит ложное впечатление.
“Это не имеет никакого отношения к тому, эффективны маски или нет. [Речь идет] о том, чтобы Канзас мог делать обоснованные выводы на основе точной информации”, — сказал Остин. “К сожалению, диаграмма, показанная ранее на этой неделе, якобы свидетельствует о том, что округа, которые следовали приказу доктора Нормана в отношении масок, выглядели лучше, чем округа, которые этого не делали, но это определенно не соответствует действительности”.
Twitter был менее дипломатичным.
Хуже того, Норман также не заметил, что линии были на разных осях, пока репортер не спросил, “опустится ли синяя линия ниже красной линии”, если эти округа будут требовать носить маски, что побудило Нормана пробормотать о разных метриках, а затем признать, что округа без обязательного ношения масок имеют меньше случаев.
“Линия тренда — это то, на чем я действительно хочу сосредоточиться”, — сказал Норман.
Обман не заставил даже извиниться Министерство здравоохранения и окружающей среды Канзаса: “Да, оси помечены по-другому… мы понимаем, что это был сложный график, который, возможно, нелегко понять и легко неправильно истолковать”.
Тем временем доктор Норман пообещал, что в следующий раз все будет лучше.
“Я извлеку уроки из этого и постараюсь в следующий раз [быть] яснее”, — сказал он после критики со стороны законодателей.
Этот эпизод достаточно прискорбен еще и потому что он бросает тень на науку и подрывает доверие к медицинским экспертам, на которых люди полагаются при принятии обоснованных решений.
Это также иронично, потому что жульничество скомпрометировало положительные данные штата, которые можно трактовать так, что в Канзасе маски работают. Диаграмма, возможно, была обманчива, но данные верны и показывают снижение случаев COVID на 34 процента в округах с приказами носить маски.
Вполне возможно, что это падение связано с приказом об обязательном использовании масок. Опять таки, этот приказ может и не иметь ничего общего с уменьшением числа заражений. Мы знаем, что корреляция не равняется причинно-следственной связи. Если бы это было так, рост числа случаев COVID-19 в Калифорнии после введения обязательного ношения масок был бы “доказательством” того, что маски увеличивают скорость передачи вируса.
Но наука так не работает (по крайней мере, не должна), и доктор Норман знает это.
Может быть, маски — эффективный способ обуздать передачу коронавируса, а может быть, они в значительной степени неэффективны или даже вредны, как заявил главный хирург еще в марте. По правде говоря, мы еще не знаем.
Ясно, что, как я отмечал на прошлой неделе, ведущие врачи и эксперты в области общественного здравоохранения на планете не могут решить, тормозят ли маски распространение COVID-19.
В свете этого кажется разумным, что официальные лица общественного здравоохранения должны уделять меньше внимания принуждению людей к ношению масок и больше — разработке четких и убедительных исследований, которые позволят людям принимать информированные и свободные решения.
В конце концов, это традиционная роль общественного здравоохранения: информировать людей и позволять им выбирать.
Позволить отдельным лицам выбирать вместо коллективных органов — это правильный и более эффективный подход, потому что, как напоминает нам великий экономист Людвиг фон Мизес, люди являются источником всех рациональных решений.
“Всякое рациональное действие — это прежде всего индивидуальное действие”, — писал Мизес в книге “Социализм: экономический и социологический анализ”. “Только индивидуум думает. Только индивидуум действует”.
Приказы на ношение масок касаются не только общественного здравоохранения. Они — часть большего конфликта, существующего в нашем обществе: кто может планировать нашу жизнь, отдельные люди или коллектив?
Вопреки тому, во что многие сегодня, похоже, верят, общество лучше всего работает, когда индивидуумы сами планируют свою жизнь и управляют ею.
Но индивидуумы выигрывают от надежной и полезной информации. К сожалению, официальные лица здравоохранения все чаще не могут или не хотят этого предложить.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев