Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Энтони Мюллер
Как марксизм искажает этику и науку, чтобы обмануть своих последователей

В своей книге о социализме “Die Gemeinwirtschaft”, вышедшей в 1922 году, Людвиг фон Мизес объясняет привлекательность социализма тем, что доктрина Маркса является одновременно этической и научной. Однако на самом деле марксизм представляет собой метафизическую догму, которая с одной стороны обещает рай земной, с другой — угрожает самой цивилизации.

Тезис о неизбежности социализма

Марксизм объясняет, что аморальная капиталистическая экономика обязательно будет заменена социалистическими системами, которые отвечают более высоким моральным стандартам. Социализм обещает покончить с иррациональным частным экономическим порядком и установить рациональную, плановую экономику. Социалисты провозглашают, что иерархическое капиталистическое производство уступит место кооперативному порядку без подчинения:

Социализм выглядит как цель, к которой мы должны стремиться, потому что это морально и потому что это разумно. Речь идет о преодолении сопротивления, которое невежество и злая воля оказывают его наступлению.

Вместе с этой коварной попыткой смешать этику и наукиу делается утверждение, что социализм неизбежен. Маркс заявляет, что приход коммунизма представляет собой конец истории и награду за все прошлые страдания. Социалисты верят, что “темная сила, от которой мы не можем спрятаться, постепенно ведет человечество к более высоким формам социального и морального существования. История — это прогрессивный процесс очищения, в конце которого стоит социализм”.

Карл Маркс назвал свой подход “материалистической концепцией истории”. Его теория утверждает, что социализм является неизбежным результатом действия естественных сил. Исторический материализм Маркса включает в себя несколько значимых компонентов. Во-первых, мы имеем дело с специфической методологией историко-социологических исследований, направленной на определение общей социальной структуры исторических эпох. Во-вторых, в качестве социологической доктрины, исторический материализм включает в себя тезис о том, что классовая борьба является определяющей исторической силой. Наконец, марксистская историческая перспектива — это теория прогресса, которая охватывает цели и задачи человеческой жизни.

Утверждение научной неизбежности грядущего социалистического строя, показывает нам практическую эффективность исторического материализма. Если социализм — положительный итог человеческой цивилизации, то все реальные и мнимые критики социализма — реакционеры. Поэтому борьба с противниками социализма — это этическая борьба. Критики социализма должны быть заклеймены как реакционеры, потому что они преграждают путь в рай. В глазах Маркса и его последователей борьба против социализма — это особое зло, потому что в ней нет смысла. Социализм все равно победит, поэтому любое противодействие окончательной победе лишь продлит страдания рабочего класса при капитализме и отсрочит наступление социалистического рая.

Как объясняет Мизес, немногие утверждения способствовали распространению социалистических идей больше, чем вера в неизбежность социализма. Даже противники социализма попали под чары этой доктрины. Они часто чувствуют себя бессильными из-за предполагаемой бесполезности сопротивления. Особенно это относится к “образованным” людям, которые боятся показаться старомодными, если они не будут отстаивать социальный и политический прогресс, на который претендует социализм. Мизес заметил это еще в те далекие годы и с тех пор мало что изменилось. Общественное мнение все чаще называет классических либералов (сторонников частной собственности и индивидуальной свободы) реакционерами и полагает, что больше социализма означает больше прогресса.

Ожидание спасения

Хотя идея о неизбежности определенных исторических событий явно метафизична, она завораживает людей и по сей день. Мало кто может избежать чар хилиазма с его религиозным обещанием спасения. Однако, оторвав это обещание от его религиозных корней, марксизм превращает свое обещание мира и процветания при социализме в подстрекательство к политической революции. Делая этот политический поворот Маркс тем самым переосмысливает иудейско-христианское эсхатологическое ожидание спасения. Вместе с рационалистами XVIII века и материалистами XIX века марксизм секуляризирует событие спасения как глобальную социально-политическую революцию. В марксизме философская, антропоцентрическая метафизика исторического развития по существу совпадает с религиозной. Странная смесь экстатических экстравагантных фантазий с повседневной трезвостью, а также грубая материалистическая форма, в которой провозглашается спасение делают марксизм похожим на древнейшие мессианские пророчества.

До тех пор, пока социализм рассматривается как научная концепция и метафизическое пророчество одновременно, его хилиастические притязания на спасение будут оставаться неуязвимыми для рациональной критики. Поэтому бессмысленно рассматривать марксизм с рациональной или научной точки зрения. Критики социализма безуспешно пытаются бороться с мистическими верованиями социализма: “Нельзя научить фанатиков”, — пишет Мизес.

Социализм как несостоявшаяся утопия

Марксистская политическая пропаганда строится вокруг веры в то, что социализм более продуктивен, более морален и, к тому же неизбежен. Как таковой, марксизм выходит за рамки хилиазма и обосновывает свое учение как “науку”. Марксизм выступает против свободной торговли и частной собственности. Социалисты утверждают, что рыночная экономика индивидуалистична и, следовательно, антисоциальна; однако ничто не может быть дальше от истины. Марксизм ошибочно утверждает, что капитализм атомизирует общество. Как отмечает Мизес, на самом деле верно обратное, поскольку рынки по своей сути являются социальным явлением:

Только разделение труда создает социальные связи, оно является высшим социальным явлением. Тот, кто выступает за национальную и государственную экономику, подорывает универсальное общество. Тот, кто стремится уничтожить общественное разделение труда между людьми посредством классовой борьбы, антисоциален.

Марксизм претендует на звание социальной философии, однако он не понимает кооперативную природу либерального капитализма. В противоположность капитализму, марксизм антисоциален. Мизес предупреждает нас: “Гибель либерального общества, основанного на свободном рыночном разделении труда, будет представлять собой мировую катастрофу, которую нельзя даже отдаленно сравнить ни с чем в известной истории. От последствий не убереглась бы ни одна нация”.

Несмотря на абсурдность сведения истории к классовой борьбе, марксизм оказал огромное влияние на политику, которое существует до сих пор. Мизес опубликовал “Die Gemeinwirtschaft” более ста лет назад, и сегодня неудачи социализма еще более очевидны. Развал Советского Союза уже показал, что коммунизм приводит к результатам, обратным тем, которые обещает. Если первые социалисты верили, что в бесклассовом обществе производительность труда будет выше, чем в обществе, основанном на частной собственности, то советский революционный лидер Владимир Ленин вскоре после создания Советской России был вынужден признать, что диктатура пролетариата принесла больше страданий, чем когда-либо было известно в истории, и что предстоящей задачей будет справедливое распределение страданий.

Социализм не выполнил своих обещаний. Доктрина социализма была опровергнута как на практике, так и в теории. Если бы социалисты прислушались к аргументам Мизеса, они были бы избавлены от последствий коллективизации сельского хозяйства. Голодомор начала 1930-х годов, с его миллионами смертей, был следствием этой ошибки социалистов. Они считали, что смогут повысить производительность труда, отменив права собственности и коллективизировав сельское хозяйство. Они ужасно ошибались.

Несмотря на ужасное наследие социализма, антикапиталистические движения появляются снова и снова. Поэтому, предупреждает Мизес, высокопроизводительное разделение труда, которое наиболее полной мерой реализовалось в капитализме, всегда будет оставаться под угрозой. Антикультурные тенденции растут внутри самого капиталистического общества. Необходимо осознавать, что каждая цивилизация рискует поддаться духу разложения, который опускается на общества, где социалистические движения достигают успеха.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев