Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Клаудио Грасс
Опасности, связанные с контролируемой государством цифровой валютой

Не требуется слишком мрачного воображения, чтобы понять всю серьезность опасений по поводу цифрового юаня. Китай является настоящим инноватором, когда дело доходит до слежки, цензуры и политического угнетения, а цифровая эра дала государству невероятно действенный арсенал. Добавление денег в этот инструментарий было шагом, который планировался многие годы, и совершенно очевидно, насколько полезным он может быть для любого тоталитарного режима. Возможность отслеживать транзакции граждан, получать доступ к их финансовым данным, контролировать и блокировать учетную запись любого лица, представляющего потенциальную угрозу, — все это открывает путь к тотальному притеснению: полному контролю над частными ресурсами, средствами существования людей и их способностью удовлетворять свои основные потребности.

Но нам даже не нужно ждать первых признаков злоупотребления системой. В рамках правительственного пакета расходов по восстановлению после COVID на смартфоны китайских граждан были загружены цифровые ваучеры, чтобы побудить их тратить деньги в местных магазинах. По словам доктора Ширли Ю, приглашенного сотрудника Лондонской школы экономики: “Цифровые купоны позволяют китайскому правительству отслеживать использование этих купонов”, а они “позволяют правительству знать, какому сектору оказывается наибольшая помощь, кто использует ваучер и где на самом деле тратятся деньги”. Конечно, если правительство имеет доступ к данным, позволяющим ему проверить, правильно ли реализуются его политики, и были ли деньги потрачены так, как оно планировало, оно также может использовать эти данные для проверки и отслеживания любых транзакций для любых других целей.

Сюй Юань, старший научный сотрудник Исследовательского центра цифровых финансов Пекинского университета, подчеркнул регуляторные преимущества обеспечения возможности отслеживания всех денежных потоков в обществе. “Теоретически, после запуска цифрового юаня, не будет никакой транзакции, которую регулирующие органы не смогут увидеть — денежные потоки будут полностью отслеживаемыми”, — сказал Сюй в интервью. Конечно, эта мысль сама по себе достаточно страшна, но становится бесконечно страшнее, когда у тех, кто контролирует систему, очень длинный послужной список злоупотреблений и вопиющего игнорирования основных прав и свобод.

“У нас этого никогда не будет”

Это, вероятно, самый популярный аргумент в наших “цивилизованных” западных демократиях, который озвучивается обычно прямо перед тем, как произойдет какое-то ужасное злоупотребление властью со стороны правительства, или до того, как будет принят какой-то новый ограничительный закон или всеобъемлющее регулирование, ограничивающее права отдельных граждан. Многие люди думали, что “Патриотический акт” никогда не может быть принят, что банковская тайна всегда будет соблюдаться, и что мы никогда не увидим глобальное закрытие экономики по указу. И, кстати,, цифровая фиатная валюта не так уж и иллюзорна. На самом деле, около двадцати центральных банков, помимо Народного банка Китая (НБК), уже активно работают над этим. Что касается возможности применения цифровых валют и платежных систем, большинство чиновников и политиков на Западе, похоже, вполне уверены в этом.

В недавнем интервью президент Федерального резервного банка Филадельфии Патрик Харкер заявил, что опция цифровых платежей в режиме реального времени “неизбежна”, а глава Банка международных расчетов признал, что центральным банкам в скором времени потребуется выпуск собственных цифровых валют. Во время дебатов о восстановлении после коронкризиса в США сенатор-демократ Шеррод Браун выступал за распространение выплат по стимулированию в виде цифрового долларового кошелька. Так называемая программа FedAccount, за надзор над которой будет отвечать Федеральный резерв, будет предлагать бесплатные банковские счета для получения денег и осуществления платежей.

Что касается ЕС, то здесь в течение многих лет оказывалась очень сильная поддержка развитию единого цифрового рынка. На недавнем брифинге в Европейском парламенте прозвучало: “на сегодняшний день нет общеевропейского метода розничных платежей (кроме наличных в евро), поскольку нет европейской схемы карточек. Это вызывает беспокойство у Европейского центрального банка (ЕЦБ)….Поэтому, ЕЦБ призывает к созданию европейской платежной стратегии, чтобы изменить эту ситуацию”. По общему мнению, это следующий шаг в плане централизации и интеграции Европейского Союза, и это лучшее время для его реализации. Учитывая снижение общественного доверия к ЕС после коронокризиса, финансовая “интеграция” могла бы стать ценным инструментом для более тесного сближения членов и принуждения всех граждан к общей цифровой экономике, централизованно планируемой и управляемой.

Распутье

Итак, если мы примем, что цифровые валюты неизбежны и что, возможно, их появление ускорилось вследствие коронокризиса, то реальный вопрос состоит в том, кем они контролируются? Кто их выпускает и распространяет? Кто определяет их ценность? Мы стоим на историческом перекрестке, и ответ на эти вопросы может определить будущее, в котором мы проснемся. Это будущее может быть очень мрачным, если власть останется за правительствами и централизованными институтами. В этом сценарии деньги сохранят все недостатки и уязвимости сегодняшних фиатных валют, а их цифровая природа усилит их в невообразимой степени. От нарушений неприкосновенности частной жизни, которые мы видим сегодня, станет просто невозможно защищаться, а губительные денежно-кредитные политики, такие, как отрицательная ставка, до сих пор сдерживаемые только способностью отдельных лиц обходить их с помощью кэша, будут принудительно и равномерно внедряться по всей экономике.

С другой стороны, будущее может быть светлым, если мы пойдем другим путем, к децентрализации, свободной конкуренции и индивидуальному финансовому суверенитету. Если мы решим сломать государственную монополию на деньги и позволить частным цифровым валютам конкурировать, появится множество различных решений для удовлетворения множества различных потребностей. Сбережения могут производиться через цифровые валюты с золотым покрытием, реальные активы могут быть токенизированы для облегчения и защиты продаж физической собственности, специализированные криптовалюты могут предлагать конфиденциальность и транзакции, которые невозможно отследить. Далеко не несбыточная мечта, многие подобные решения уже существуют, а другие находятся в процессе разработки. Таким образом, существует выбор в отношении того, какое будущее мы хотим, и именно мы, как отдельные лица, должны сделать это.

Первоначально опубликовано на ClaudioGrass.ch.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев