Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Даниэл Морена Витон
Кото Миксто: анархия в Галиции

Конкретный пример анархического порядка можно найти в Испании, на нынешней границе между Испанией и Португалией, в королевствах Кастилия и Галиция. Под “анархией” я подразумеваю отсутствие централизованной власти, а не отсутствие власти (authority) как ее понимают левые. Это анархическое образование называлось Кото Миксто. Это была небольшая территория, расположенная в бассейне реки Салас. Жители Кото Миксто оставались вне контроля со стороны Испании и Португалии примерно с 1143 по 1868 год. Кото Миксто занимала тридцать квадратных километров и была частью епархии Оренсе.

Тысяча жителей Кото Миксто (согласно переписи 1864 года) не имели короля или феодального господина и пользовались историческими привилегиями. Его социальные структуры можно было считать анархическими, поскольку мэром, называемым судьей, избирался один из глав семей каждые три года на специальном собрании, и при принятии решений он должен был советоваться с тремя мужчинами из разных деревень региона. Это работало подобно современной ассоциации жителей района, в которой один представитель от каждого дома выбирает одного председателя каждые один или два года. Более того, законы были бессрочными неписаными традициями и обычаями, не далекими от естественного права.

В течение семи столетий они сохраняли исторические права, признаваемые другими королевствами, такие как свободный выбор гражданства, освобождение от налогов и необязательная военная служба. Никакие силы безопасности не имели юрисдикции внутри Кото Миксто, и никого нельзя было просто так арестовать или лишить его богатства, хотя местные жители передавали людей, обвиняемых в убийстве, испанским властям, если доказательства были убедительными. У них также были права на убежище и свободу фермерства, так что они могли выращивать табак, который был — и до сих пор остается — монополией государства в Испании. Благодаря “Camiño Privilegiado”, торговому маршруту между Португалией и Испанией, на котором никакая иностранная власть не могла налагать тарифы, они могли заниматься свободной торговлей.

Нет доказательств высокой преступности в свободном обществе Кото Миксто по сравнению с Португалией или Испанией, вопреки заявлениям этатистов о том, что анархические общества небезопасны. Более того, местные жители были набожными католиками, они уважали традиции и сотрудничали ради общего блага; таким образом, представляется, что идея о том, что нам нужно государство, чтобы навязать мораль и добродетели, — это еще один миф. Наконец, это анархистское сообщество было стабильным в течение семи столетий без какой-либо войны и без какой-либо необходимости в государстве для поддержания мира, процветания и стабильности.

Рассмотрев достоинства этого режима, мы должны задать вопрос: почему Кото Миксто исчезло? Причина заключалась в том, что либеральное правительство (в Испании этот исторический период называют якобинским либерализмом) королевы Изабеллы II видело в Кото Миксто препятствие для достижения своих целей гомогенности и равенства.

Поэтому, правительство начало клеветническую кампанию против Миксто во имя “национальной безопасности”, утверждая, что Кото Миксто, способствует контрабанде и преступности. Как мы видели, такие утверждения были очевидной клеветой, но этого было достаточно для того, чтобы королевства Испания и Португалия подписали соглашение, называемое Лиссабонским договором, о разделе территории Кото Миксто в 1864 году. Местные жители окончательно сдались в 1868 году.

Есть много вопросов, касающихся анархии. Совместимы ли анархия и порядок? Конечно, потому что это естественная система организации людей, основанная на естественном праве. Может ли эта система сохраниться со временем? Да, но мы должны помнить, что Кото Миксто просуществовало так долго благодаря феодальным правам и пассивности испанских и португальских правительств. Как только правительства захотели, они уничтожили все исторические правовые обычаи и свободы просто потому, что у них были более мощные армии, точно так же, как любое современное правительство уничтожает любые конституционные ограничения своей власти.

Идеальное решение, предполагающее разделение Европы на сотни политических единиц, причем ни одно государство не будет больше Лихтенштейна или маленьких княжеств Священной Римской империи, будет сложным, если мы не обратимся к прошлому и снова не рассмотрим феодальные права, не как пагубные институты, а как реальную альтернативу увеличивающейся централизации власти нескольких бюрократов в Брюсселе, ООН, НАТО, Европейском союзе и всех международных бюрократических учреждениях, контролируемых элитами, стремящимися к мировому государству. Сецессионизм возможен только в случае, если граждане близлежащих городов-государств никогда не признают легитимности военных атак против своих соседей. Без победы в культурной войне все сецессионистские и анархические движения будут разбиты с применением несоразмерной силы.

Кото Миксто — это всего лишь один пример в длинном списке упорядоченных анархических сообществ. Для большего количества примеров читатель может обратиться к американскому Западу (XIX век), кельтской Ирландии (650–1650), исландской Содружеству (930–1262), Род-Айленду (1636–48), Альбемарлю (1640–63), Пенсильвании (1681–90) и Коспаии (1440–1826). Анархия не является невозможной.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев