Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Эмиль Фано III
CBDC: оружие для разбанковывания забанкованых

В марте 2022 года президент Байден подписал указ, предписывающий государственным учреждениям срочно исследовать и разрабатывать цифровую валюту центрального банка (CBDC) “способом, который защищает интересы американцев”. Документ также призывает Федеральный резерв продолжать эксперименты. Кроме того, в США в этом направлении работает не только администрация Байдена.

На момент написания этого текста, на CBDCTracker.org указаны три страны с уже “запущенными” розничными CBDC (Багамы, Ямайка и Нигерия), еще пять находятся на “пилотном” этапе, и еще двадцать на стадии “доказательства концепции”. Многие уже исследовали оптовые CBDC. («Оптовые» CBDC предназначены для коммерческого использования и центральных банков и т.д., в то время как «розничные» CBDC предназначены для остальных). Отчет Банка международных расчетов (БМР), опубликованный только в этом месяце, подводит итоги опроса 86 центральных банков и приходит к выводу, что “в 2030 году в общедоступном обращении могут быть 15 розничных и 9 оптовых CBDC”.

Когда вы читаете заявления высокопоставленных должностных лиц Банка международных расчетов (банк для центральных банков, — прим.ред.), центральных банков и правительств, у вас может сложиться впечатление, что CBDC — это новый волнующий этап в эволюции денег. БМР, например, называет их «новым инструментом в наборе инструментов финансовой инклюзивности». Статья, написанная генеральным директором БМР Агустином Карстенсом и королевой Нидерландов Максимой, называется «CBDC для народа». Рабочая документация МВФ утверждает, что CBDC могут «привлечь к банковской деятельности большое число тех, кто в ней не участвует" в развивающихся странах.

Непопулярно и рискованно

Однако, когда CBDC была навязана народу Нигерии, уровень принятия был ничтожно мал (менее 0,5 процента даже через год после ее запуска), и нигерийцы вышли на улицы с требованием предоставить им доступ к наличным деньгам. CBDC также широко непопулярны в Соединенных Штатах. Национальный опрос Института CATO, опубликованный в мае, показал, что всего 16 процентов американцев поддерживают эту идею, и более чем в два раза больше (34 процента) выступает против нее. 78 процентов ответили, что если бы им предложили CBDC, они вряд ли стали бы им пользоваться. Что касается партийной принадлежности, демократы в два раза чаще поддерживали CBDC, чем республиканцы (22 процента у демократов, 11 процентов у республиканцев), но столько же демократов против него, и оставшиеся 56 процентов ответили, что они “не знают”.

К рискам, которые несет с собой CBDC, относятся потеря окончательности расчетов, которую обеспечивают наличные деньги (так как внедрение CBDC означает отказ от наличных), потеря финансовой конфиденциальности, легкое изъятие активов, потеря возможности решать проблемы на местном уровне с коммерческим банком (так как сомнительно, что центральный банк будет обслуживать клиентов), полный запрет расходов или лимиты на покупки у определенных продавцов или на определенные товары, и (возможно, наиболее важно) парадигмальный сдвиг от денег как реализации экономической свободы к социальному инжинирингу центральными банками и соответствующими правительствами. Последнее может проявиться различными способами, включая отрицательные процентные ставки (в сущности, конфискацию сбережений), деньги со сроком действия (с датой, определенной выпускающим центральным банком или его правительством) — или даже препятствие потреблению таких продуктов, как бензин, авиабилеты или красное мясо, для обеспечения климатической повестки дня.

Другой ресурс CATO, посвященный выявлению рисков CBDC, справедливо указывает на то, что CBDC может снизить доступность кредита, обезличить банки и стать препятствием для роста криптовалют. Кроме того, неизвестно как будут работать с центральными банками бизнесы, которые работают по законам штата, когда их деятельность может быть незаконной по федеральному законодательству. Даже в настоящее время (когда в Соединенных Штатах еще не запущен ни один CBDC), предприятия, работающие в индустрии каннабиса, испытывают трудности с получением и поддержанием банковских счетов, поскольку многие коммерческие банки регулируются на федеральном уровне. Почему мы должны верить, что Федеральная резервная система будет более снисходительной для предприятий, работающих с каннабисом? Очевидно, что CBDC радикально подрывают федерализм.

Наконец, усиление слежки также оказывает пугающий эффект на общественность – даже в отношении законных действий. Любите азартные игры, порнографию? Хотите купить оружие? Теперь, возможно, вы будете избегать жить своей прежней жизнью.

Быстрый взгляд в прошлое показывает, как работает “разбанковывание” законно действующих “забанкованых” (то есть, работающих через банки, — прим/ред.) бизнесов. Операция “Точка удушения”, проведенная Департаментом Юстиции в эпоху Обамы, начатая в 2013 году, нацеливалась на продавцов оружия, краткосрочные кредиты и подобное, не обвиняя сотрудников или владельцев этих бизнесов в реальных преступлениях, но повышая стоимость для банков предоставления им банковских услуг, напоминая этим банкам об их обязательствах в рамках Закона о банковской тайне и регулятивных норм против отмывания денег (BSA/AML) и штрафах за несоблюдение. Результатом стало (неудивительно) “разбанковывание забанкованых” людей и компаний.

Недавно в поле зрения регуляторов попала криптовалюта и теперь они закрывают коммерческие банки, предоставляющие финансовые услуги компаниям по криптовалютам. Эта последняя операция была уместно названа “Операция Точка удушения 2.0” Ником Картером, который проводит параллели с первой операцией.

Время глобальной инициативы CBDC также вызывает подозрения, учитывая нынешний культурный и политический климат “отмены” людей с отличающимися мнениями и союза Бигтеха с правительством в организации чего-то, что больше похоже на психологическую спецоперацию, чем на “общественное здравоохранение”, каким мы его обычно знаем (как показали данные запроса на предоставление информации по свободе информации).

Даже если вы считаете, что цифровая валюта центрального банка (CBDC) — это хорошая идея, подумайте о том, что ее мощь может быть обращена против вас, когда политический маятник сместится в вашу сторону и ваши взгляды или деятельность вдруг будут считаться табу или незаконными для тех, кто находится у власти. Настоящая финансовая инклюзивность требует экономической системы, в которой финансовую цензуру изначально затруднительно реализовать. (Здесь помогают наличные деньги и Биткоин).

Ах да, кстати, сам БМР называет наличные деньги “самой инклюзивной формой денег, которые у нас сейчас есть”. Все эти разговоры о финансовой инклюзивности на фоне глобальной кампании по ее упразднению, мягко говоря, ироничны. Глава Комиссии по ценным бумагам Гэри Генслер был прав, когда заявил, что “у нас уже есть цифровая валюта. Она называется доллар США”. Мы можем устранить многие недостатки традиционной финансовой системы, не вводя еще один цифровой доллар в форме CBDC.

Огромная власть, которую CBDC предоставит государству и его центральному банку приведет к беспрецедентному уровню финансового надзора, цензуры и потенциального “разбанковывания”, когда это может служить определенным политическим целям. Таким образом, вовсе не преувеличением будет сказать, что мы находимся на перекрестке цивилизации.

Всегда нужно помнить слова Ф.А. Хайека из его книги “Дорога к рабству”:

Контроль над экономикой — это не просто контроль над какой-то сферой сектором человеческой жизни, которую можно отделить от остальных; это контроль над средствами для достижения всех наших целей. И тот, кто обладает единоличным контролем над средствами, также должен определить, какие цели должны быть достигнуты, какие ценности должны быть оценены выше, а какие ниже — короче говоря, во что люди должны верить и чего они должны добиваться.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев