Энтони Мюллер

Фундаментальные законы экономики

20.02.2017


Мы живем в мире, в котором регулярно повторяются одни и те же экономические ошибки, причем конца этому не видно. Поэтому, может быть полезно напомнить об основных экономических законах, которые нарушаются вновь и вновь. Здесь приведены десять из них.

1. Производство предшествует потреблению

Хотя представляется очевидным, что потреблять можно только уже существующие вещи, идея о стимуляции потребления с целью расширения производства царит повсюду. Однако, товары широкого потребления не падают с неба. Они находятся в конце длинной цепочки взаимосвязанных производственных процессов, которые называются «структура производства». Даже производство такого очевидно простого предмета, как, к примеру, карандаш, требует сложной сети производственных процессов, которые имеют протяженность во времени и происходят в разных странах и даже на континентах.

2. Потребление является целью производства

Потребление - это цель экономической активности, а производство - её средство. Сторонники полной занятости игнорируют эту очевидную идею. Программы по трудоустройству превращают само производство в цель. Оценка потребителем товара определяет ценность средств производства. Текущее потребление является результатом производственного процесса, который начался в прошлом, но ценность этой производственной структуры зависит от текущей и ожидаемой в будущем оценки товара потребителем. Таким образом, потребители, де факто, являются конечными владельцами производственной системы в капиталистической экономике.

3. Производство имеет издержки

Не существует такой вещи, как бесплатный обед. Если вы получаете что-то безоплатно (gratis), значит, кто-то платит за вас. За каждым чеком на оплату социальных нужд и грантом на исследование стоят деньги реальных налогоплательщиков. И, хотя налогоплательщики видят, что государство конфискует часть личного дохода у одного человека, они не знают, кто получает эти деньги; аналогично, хотя получатели бюджетных ассигнований видят деньги, которые получают от государства, они не знают, у кого их забрали.

4. Ценность субъективна

Ценность субъективна и зависит от ситуации. Одно и то же материальное благо имеет разную ценность для разных людей. Полезность субъективна, индивидуальна, ситуационна и неочевидна. Не существует такого понятия, как коллективное потребление. Даже температуру в одной и той же комнате два человека ощущают по-разному. Один и тот же футбольный матч имеет разную субъективную ценность для каждого зрителя и лучше всего это заметно, когда одна из команд забивает гол.

5. Продуктивность определяет заработную плату

Заработная плата определяется результативностью труда. На свободном рынке труда предприятия будут нанимать дополнительных работников, пока их предельная продуктивность будет выше, чем размер заработной платы. Конкуренция между фирмами повысит уровень заработной платы до той точки, где она будет отвечать продуктивности. Влияние профсоюзов может изменить распределение платы между различными группами рабочих, однако профсоюзы не могут повлиять на общий уровень заработной платы, который зависит от продуктивности.

6. Потребление состоит из расходов и доходов

Потребление несёт в себе не только доходы, но представляет также и расходы. Покупка чего-либо являет собой затраты для покупателя и доход для продавца. Доход равен затратам. Механизм фискального мультипликатора предполагает, что затраты растут вместе с доходом. Когда увеличивается доход, расходы также растут. Кейнсианская модель фискального мультипликатора игнорирует влияние расходов. Фатальные политические ошибки случаются тогда, когда учитываются только положительные эффекты государственных расходов и игнорируются затраты на них.

7. Деньги не являются богатством

Ценность денег заключается в их покупательной способности. Деньги служат инструментом обмена. Богатство человека заключается в доступе к товарам и услугам, в которых он нуждается. Нация не может стать более богатой, увеличив количество денег в обороте. Этот принцип можно проиллюстрировать на примере Робинзона Крузо - найдя на своём острове золотой прииск или чемодан с деньгами, он не стал бы богаче, поскольку количество доступных ему благ не возросло бы.

8. Труд не создаёт ценность

Труд, вместе с другими факторами производства, создаёт продукты, однако, ценность продукта зависит от его полезности. Полезность, в свою очередь, зависит от субъективной оценки. Трудоустройство ради трудоустройства в экономическом плане не имеет никакого смысла. Имеет смысл создание ценности. Чтобы быть полезным, продукт должен создавать для потребителя какие-то преимущества. Ценность продукта не зависит от усилий, затраченных на его производство. Профессиональные марафонцы не зарабатывают больше призовых, чем спринтеры, просто потому, что марафон забирает больше времени и усилий.

9. Прибыль - это бонус предпринимателя

В условиях капитализма свободной конкуренции экономическая прибыль - это дополнительный бонус, который получают предприятия, исправляющие ошибки распределения. В экономике, функционирующей равномерно и без изменений, не было бы ни прибыли, ни убытков и все компании получали бы одинаковый процент. Однако, в растущей экономике изменения происходят и предвосхищение изменений есть источник экономической выгоды. Предприятия, которые хорошо справляются с предсказанием будущего спроса, получают высокую прибыль и растут, в то время как те, кто плохо предсказывает потребности потребителей, будут уменьшаться и, в конце концов, закроются.

10. Экономические законы — логические законы

Экономические законы - это синтетические априорные суждения (synthetic a priori reasoning). Подобные законы невозможно опровергнуть эмпирически, потому что они истинны сами по себе. Подобно этому, фундаментальные экономические законы не требуют эмпирического доказательства. Отсылки к эмпирическим фактам служат, скорее, иллюстративными примерами, а не заявлением принципов. Фундаментальные законы экономики можно игнорировать и нарушать, но невозможно изменить. Лучше всего существует то общество, где население и правительство понимают и уважают фундаментальные принципы экономики, используя их, чтобы получить преимущества.

Перевод: Анастасия Шабанова.

Редактор: Владимир Золотарев.

Оригинал статьи