Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Дональд Бодро
Станет ли 2020 год началом конца мира, как мы его знаем?

От редакции — в русском языке отсутствует аналог слова modernity, которое, фактически, описывает не временной интервал (современность), не реформаторские усилия (модернизация) и не сугубо культурное явление (модернизм), а скорее, определенный способ жизни, появившийся в начале 19 века и привычный для нашей эпохи. Поэтому мы решили перевести это слово неуклюжим “мир, как мы его знаем”

Дэниел Ханнан — лорд Ханнан из Кингсклера — один из самых мудрых и красноречивых поборников классического либерализма в Великобритании. Сегодня он очень пессимистичен в отношении будущего либерализма. Этот пессимизм хорошо заметен в этом недавнем видео. Ханнан предсказывает, что мир после Covid-19 “будет беднее, холоднее, серее и авторитарнее”.

Я бы очень хотел, чтобы причины его пессимизма были неубедительными, но мне кажется, что пессимизм Ханнана оправдан.

Убедительно прошу вас посмотреть видео целиком. Оно длится менее семи минут. Я думаю, что я достаточно точно изложу точку зрения Ханнана:

Мы, люди, эволюционировали, чтобы доверять иерархии, поскольку иерархические методы принятия решений были достаточно эффективными для защиты маленького племени, которое бродило по дикой местности, от хищников и лишений. И наше отдаленное прошлое было действительно чревато опасностями, которые убивали нас, если их не удавалось быстро избежать. В ту давнюю эпоху всякий, кто отказывался следовать приказам вождя, действительно представлял угрозу выживанию племени. В результате соплеменники не сильно жаловали ренегатов. Таким образом, “ренегатство” было в значительной степени вытеснено из генофонда и заменено инстинктом подчинения, особенно всякий раз, когда возникало ощущение опасности, что было довольно часто.

Уверенность в иерархии, тревожность и страх перед незнакомцами (которые в то время обычно были источниками реальной опасности) помогли нашим предкам выжить. И они выживали 300000 лет, будучи занятыми охотой и собирательством все это время в формате небольшого племени. Но эти генетически закодированные инстинкты, столь полезные для членов племени, всегда находящегося под угрозой, не поддерживают либеральное открытое общество, которое возникло на Западе за последние несколько столетий.

Мы, люди, существуем как минимум 300 000 лет. Почти все это время — 97 процентов — было проведено охотниками-собирателями в опасном мире. Однако только за последние два или три столетия мы наткнулись на набор убеждений и институтов, которые подавляли многие из наших примитивных инстинктов, способствуя появлению мира, как мы его знаем. По историческим меркам мир, который мы знаем сегодня, необычайно ненормален.

Материальные блага современности, такие как водопровод, бесконечные запасы и разнообразие продуктов питания, жилища с твердыми полами и крышами, искусственное освещение, транспортировка со скоростью быстрее лошади и чудодейственные лекарства, — вс это легко увидеть. Но эти чудеса, какими мы их знаем сегодня, требуют глубокого и охватывающего весь мир разделения труда. Такое разделение труда само по себе гораздо более маловероятно и (следовательно) более удивительно, чем любые из его самых грандиозных плодов, таких как антибиотики, самолеты и космонавты.

Мир, как мы его знаем, ненормален; он существует всего лишь 0,1 процента времени, проведенного людьми на Земле. И причина того, что этот мир ненормален, заключается в том, что либерализм — источник разделения труда и, следовательно, мира, как мы его знаем — ненормален. Мы, люди, генетически не закодированы, чтобы быть либеральными. Поэтому, утверждает Ханнан, есть все основания ожидать, что мы, люди, вернемся к нашей исторической норме — норме, заложенной в наших генах.

Реакция на Covid-19 является убедительным доказательством того, что наши примитивные инстинкты никуда не исчезают и готовы восстановить свое господство над счастливой случайностью, которой является культура и связанные с ней институты либерализма. Истерический страх, который ковид вызвал у очень многих людей, в том числе у многих высокообразованных, с научным складом ума, а до ковида, — с либеральными взглядами, — и готовность, с которой люди следовали за “лидерами”, обещавшими защиту от Ковида. побуждает Дэна Ханнана беспокоиться о том, что 2020-2021 годы — это начало конца мира, как мы его знаем.

Скорее всего, он прав. И если это так, цивилизация, как мы ее знаем, закончится.

Мир, как мы его знаем, неестественен

Мой пессимизм только усиливается после чтения замечательной новой книги философа из университета Нотр-Дам Джеймса Оттесона “Семь смертных экономических грехов”. Это произведение, которое необходимо прочитать, не о Covid; и сам Оттесон не особенно пессимистичен. Но в своем блестящем объяснении некоторых основополагающих черт современного общества Оттесон указывает на тонкость основы, на которой зиждется современность. Его главу 4 (“Прогресс не неизбежен”) стоит процитировать подробно:

Что изменилось в новейшей истории человечества, так это не биология, психология, физиология, экология или география людей. На самом деле изменилось их отношение друг к другу. Как продемонстрировала экономический историк Дейрдре Макклоски в своем трехтомном исследовании под общим названием “Эра буржуазии”, наиболее заметным фактором, отличающим эпоху после 1800 года от всего, что было раньше, является отношение людей друг к другу. До этого периода стандартное исходное предположение, заключалось в том, что одни люди превосходят других — точнее, “наши” люди превосходят других людей — и, следовательно, люди считали, что они не обязаны относиться ко всем человеческим существам как к морально равным. Идея о том, что сотрудничество не только допустимо, но и приемлемо с моральной точки зрения, зародилась в шестнадцатом веке как догадка, приобрела некоторую популярность в семнадцатом веке, а затем стала распространяться в восемнадцатом веке. При этом речь шла о сотрудничестве не только с некоторыми людьми, но со все большим количеством людей и с еще большим количеством групп людей. По мере распространения этой идеи все больше и больше проявлялось совместное поведение, ведущее к взаимовыгодным обменам и партнерству, которые положили начало мировому процветанию на стремительном подъеме, который мы наблюдали с тех пор.

Однако, если люди хотят участвовать в добровольных сделках и партнерских отношениях друг с другом, им также необходимо доверять друг другу….

[Культура] критически важна для роста благосостояния, но культура может измениться — и быстро. Культура, которая способствовала росту мирового процветания, которое мы пережили за последние два столетия, не только новая, но и редкая. И он хрупка… ..

Люди по умолчанию перестали относиться к людям, отличным от них, с подозрением, перестали относиться к ним, как к вероятными врагами. Теперь они относятся к незнакомцам по умолчанию нейтрально и даже как к источнику новых возможностей. Они перестали рассматривать торговлю, коммерцию и добровольный взаимовыгодный обмен как недостойные добродетельных людей. Они перешли к нейтральному взгляду на эти вещи и, наконец, к мнению о том, что, возможно даже вполне достойно посвятить этому свою жизнь. Они перестали рассматривать людей как взаимозаменяемые атомы в недифференцированных массах и теперь рассматривают их как уникальных и драгоценных личностей, обладающих моральным достоинством и заслуживающих как свободы, так и уважения. Они перестали рассматривать насилие и пытки как приемлемые, даже естественные способы обращения и взаимодействия с другими, к убеждению, что насилие должно быть прискорбным последним средством, а пытки бесчеловечны и должны быть сведены к минимуму, а то и вовсе отменены. И они перешли от автоматического недоверия ко всем, кого они встречают, но не знают, к все более и более явному желанию передать другим, даже незнакомцам, пользу сомнения.

Мир, как мы его знаем, невозможен без широкого мирного общения с незнакомцами. И такое взаимодействие невозможно без взаимного доверия. Однако внезапно, 16 месяцев назад, нам приказали отказаться от наших современных либеральных взглядов.

Внезапно 16 месяцев назад нас предупредили, чтобы мы не доверяли незнакомцам и не вступали с ними в коммерческую или социальную жизнь. Внезапно 16 месяцев назад нам было приказано видеть в незнакомых людях — более того, даже в членах наших расширенных семей — носителей смерти. Внезапно 16 месяцев назад, мы погрузились в культ избегания патогенов; нас призвали вести себя так, как будто предотвращение распространения вируса, о котором написано в газете, является не только основной обязанностью каждого человека, но и обязанностью, которую следует выполнять любой ценой.

Внезапно 16 месяцев назад современные мужчины и женщины не только получили разрешение вернуться к атавистическому страху перед незнакомцами, но получили поощрение и подпитку этого страха и действий в соответствии с ним. Такие атавистические взгляды и действия оказались слишком естественными.

Внезапно, 16 месяцев назад, человечество начало поощрять презрение и даже цензуру сравнительно небольшого количества людей, которые не хотели отказываться от либеральных взглядов.

Внезапно, 16 месяцев назад, мы простерлись ниц перед нашими “лидерами”, умоляя их использовать свои богоподобные знания и силы (так называемая “Наука”), чтобы уберечь нас от одного конкретного источника болезней, который считается демоническим.

Вполне возможно, что 16 месяцев назад начался конец либеральной цивилизации.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев