Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Френк Шостак
Почему рецессия — это не о падении ВВП

Большинство экономических комментаторов считают снижение экономических показателей, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), признаком ухудшения состояния экономики. Согласно общепринятому мнению, такое снижение ВВП — называемое рецессией — обычно возникает из-за общего падения совокупного спроса на товары и услуги. Это состояние понимается, прежде всего, как сокращение покупательной активности со стороны частного сектора.

Обычным рецептом считается вмешательство центрального банка для стимуляции спроса в частном секторе. Считается, что это выведет экономику из спада. Эксперты рекомендуют достигать этого путём снижения процентных ставок и увеличения темпов роста денежной массы.

Однако экономическая проблема заключается в том, что товары не возникают сами по себе — их нужно произвести, преобразовывая природные ресурсы в блага, будь то капитальные блага (средства производства) или блага потребительские. Этот процесс преобразования проходит через несколько стадий и требует времени. В экономике с разделением труда одни люди заняты добычей природных ресурсов, таких как уголь и железо; другие — переработкой этих ресурсов в инструменты и машины; третьи — использованием этих инструментов и машин для производства потребительских товаров.

Чтобы поддерживать этот производственный процесс, протекающий во времени, необходимы сбережения, которые обеспечивают средства к существованию для занятых в производстве. Сбережения поддерживают людей на всех стадиях производственной цепочки — от производителей конечных потребительских товаров до добытчиков сырья и производителей оборудования. Эти сбережения, поддерживающие накопление капитала и экономический рост, получили название «фонда пропитания», поскольку они позволяют людям существовать в течение всего производственного цикла.

Капитальные блага, так же как и потребительские, являются редкими. Для их производства тоже необходимы сбережения и жертвы. Цель состоит в создании капитальных благ, которые в будущем сделают производство более эффективным и продуктивным — сэкономят время, энергию и ресурсы. Как видно, простое стимулирование потребления ради увеличения совокупного спроса — и, соответственно, ради роста показателя ВВП — не ведёт к реальному экономическому росту. Напротив, производство и сбережения должны предшествовать потреблению — именно они делают более высокий уровень потребления возможным.

Что такое рецессия?

Рецессия — это на самом деле не просто ухудшение ВВП и других экономических показателей, а процесс ликвидации различных непродуктивных видов деятельности, возникших благодаря мягкой денежной политике центрального банка. Эти виды деятельности называются пузырями. Когда центральный банк смягчает свою монетарную позицию, он тем самым закладывает основу для обмена «ничего на что-то» — то есть отвлечения сбережений от создания богатства в сторону его потребления, не приносящего экономической ценности. Это подрывает сам процесс производства богатства.

Как только центральный банк замедляет процесс денежной и кредитной экспансии, на которой и была построена искажённая структура производства, рецессия выявляет неэффективные инвестиции. Виды деятельности, возникшие на волне прежней «дешёвой» денежной политики, начинают испытывать трудности из-за ужесточения монетарного курса. Эти деятельности рушатся — возникает экономический спад, или рецессия. Независимо от того, насколько сильной кажется экономика, ужесточение монетарной политики приводит к тому, что пузыри начинают лопаться.

Отсюда следует, что рецессии или экономические спады — это не вопрос «силы» экономики как таковой. Это процесс ликвидации тех видов деятельности, которые возникли в результате прежней мягкой денежной политики центрального банка. Рецессионный процесс запускается тогда, когда центральный банк отказывается от политики дешёвых денег. Ирония в том, что рецессия — это хорошая новость для тех, кто реально создаёт богатство. Жёсткая монетарная политика замедляет переток сбережений от продуктивных сфер к «пузырям». А это, в свою очередь, укрепляет процесс создания богатства.

Тем не менее, по мнению большинства комментаторов, пока растут потребительские расходы, рецессия не грозит. Это означает, что при растущем потребительском спросе нас ожидают «хорошие времена». Но спрос не может быть независимым — он ограничен предыдущим производством. Единственный способ увеличить потребление — это увеличить способность производить. Как писал Джеймс Милль:

Но если покупательная способность нации в точности определяется её ежегодным продуктом, как это несомненно и есть, то чем больше вы увеличиваете ежегодный продукт, тем самым вы расширяете национальный рынок, покупательную способность и реальные покупки нации… Спрос нации — это в точности её покупательная способность. А что такое покупательная способность? Без сомнения, это объём её годового продукта.

И снова: то, что ограничивает спрос, — это способность производить. Большее производство потребительских благ зависит от производства капитальных благ. А для увеличения производства капитальных благ необходимы сбережения. Решение — не в увеличении потребления и расходов за счёт инфляционной денежной политики.

ВВП и денежная масса

Ключевая переменная, на которую обращает внимание большинство комментаторов, — это валовой внутренний продукт (ВВП). Поскольку этот показатель основан на денежном обороте, очевидно, что изменения в денежной массе приводят к изменениям ВВП. Политика, направленная на предотвращение рецессии, на деле усугубляет ситуацию. Такая политика не только поддерживает существующие «пузырные» виды деятельности, но и позволяет появляться новым пузырям, ухудшая положение ещё сильнее.

Пока производители богатства могут генерировать достаточный объём сбережений для поддержки как продуктивной, так и пузырной деятельности, инфляционная политика центрального банка (которая «поддерживает» рост ВВП) большинством экспертов считается успешной. Но как только способность создателей богатства поддерживать всю экономическую активность ослабевает, экономика начинает скатываться в рецессию. Экспансионистская денежная политика центрального банка не в силах остановить этот спад. Напротив — она лишь углубит кризис.

Заключение

Рецессию не следует определять как два квартала подряд с отрицательным ростом ВВП. Это ликвидация “пузырчатой” деятельности, возникшей на фоне прежней политики дешёвых денег со стороны центрального банка. Рецессионный процесс запускается, когда центробанк отказывается от своей мягкой политики. Однако инфляционная политика не может продолжаться вечно, иначе под угрозой окажется вся денежная экономика. Истинной основой экономической силы является не рост показателей, а освобождение от вмешательства центробанка и государства в рынок и деньги.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев