Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Джон Милтмор
Почему Мистера Биста критикуют за то, что он подарил чистую воду полумиллиону африканцев

Джеймс Стивен “Джимми” Дональдсон, более известный под профессиональным псевдонимом “Мистер Бист”(Mister Beast), сделал себе имя — и сотни миллионов долларов на гуманитарные цели — используя свою платформу социальных сетей. (популярный канал на Youtube — прим.ред.)

Он очищал океаны, посадил 20 млн. деревьев, боролся с голодом, накормив нуждающихся людей в разных уголках США. В рамках своей последней акции мистер Бист построил 100 колодцев в Африке, обеспечив чистой питьевой водой примерно 500 000 человек в разных странах — от Кении до Камеруна и Зимбабве.

Однако не все довольны последней кампанией м-ра Биста и его благотворительной деятельностью.

Один из кенийских политиков заявил CNN, что кампания м-ра Биста по строительству колодцев подпитывает мнение о том, что африканские страны “зависят от подачек”, а другой деятель пожаловался, что “все внимание достается белому мужчине с огромной платформой”.

Хотя это может звучать как простая зависть — и в чем-то это, вероятно, так и есть — критика в адрес Мистера Биста гораздо шире, чем можно предположить. На протяжении многих лет многие жаловались на то, что стратегия Мистера Биста — “филантро-развлечения” — сочетание благотворительности с онлайн-развлечениями — является эксплуатацией.

Например, в феврале, когда м-р Бист оплатил операции по восстановлению зрения, — его обвинили в “нищебродском порно”.

“…Все это делается ради собственного обогащения”, — написал один человек в Твиттере.

“Он заботится о бедных людях и инвалидах, потому что они приносят ему деньги”, — сказал другой.

“Врачи/медсестры не используют достоинство своих пациентов ради наживы”.

“Удушающий контроль искателей прибыли”

Последнее слово является ключевым: прибыль.

За последнее столетие прибыль стала ругательным словом. Айн Рэнд подробно описала растущее отвращение к прибыли в своем классическом произведении “Атлант расправил плечи” — антиутопическом романе, где изображается общество, в котором титаны индустрии, производящие товары и услуги, воспринимаются многими, особенно лодырями, с презрением за стремление к прибыли.

Джеймс Таггарт, злодей из романа, говорит о “разрушении порочной тирании экономической власти” и освобождении “людей от власти доллара”.

“Мы освободим нашу культуру от удушающих объятий искателей наживы”, — громогласно заявляет Таггарт.

Рэнд осознавала, что в современном мире идея прибыли превращается в грех, хотя экономист Адам Смит давно заметил, что источником экономического процветания общества является корысть.

“Не от благосклонности мясника, пивовара или булочника мы ожидаем нашего обеда, а от того, что они заботятся о своих собственных интересах”, — писал Смит в знаменитой книге “Богатство народов”.

Смит понимал, что собственный интерес не просто здоров и рационален, он является экономическим двигателем общества. Мясник, преследуя свои желания, оказывает важную услугу другим, так же как пивовар и пекарь.

Однако сегодня прибыль для многих, особенно для тех, кого в университетах пичкают лозунгами социальной справедливости, является анафемой. Марксистское представление о том, что прибыль — это всего лишь эксплуатация, было воспринято многими, даже теми, кто, скорее всего, никогда не считал себя марксистом.

Подобно неудачливому бизнесмену из “Атланта”, который оправдывает себя словами: “Я могу с гордостью сказать, что за всю свою жизнь я ни разу не получил прибыли”, многие молодые люди сегодня воспринимают прибыль как синоним эксплуатации.

“Вдохновлять людей на помощь другим — это прекрасно, но поощрять молодых людей эксплуатировать уязвимые сообщества ради контента, на котором потом можно заработать огромные деньги, — это проблема”, — написал в своем твиттере корреспондент Washington Post Тейлор Лоренц.

Иными словами, презрение к Мистеру Бисту вызвано тем, что, занимаясь гуманитарной деятельностью, он сколотил состояние, оцениваемое в 500 млн. долл.

Стоит отметить, что критика в его адрес заметно контрастирует с (первоначальным) повсеместным восхвалением Сэма Бэнкмана-Фрида, основателя компании FTX, который построил свою империю, говоря об эффективном альтруизме и отвергая важность прибыли.

“Это нормально — совершить более-менее плохую сделку если она спасаете что-то”, — сказал СБФ в беседе с Bloomberg в 2022 году.

СБФ дал понять, что его не очень волнует надуманная прибыль, он гораздо больше сосредоточен на помощи другим. (Более внимательное изучение частной риторики и бизнеса СБФ показывает, что он был гораздо больше озабочен зарабатыванием денег для себя, чем он об этом говорил).

Разница в том, что гуманитарные усилия Мистера Биста действительно сработали, в то время как “альтруистические” усилия СБФ потерпели фиаско (и теперь ему грозит более 100 лет тюрьмы).

В этом и заключается истинная причина того, что Мистеру Бисту так досталось. Он демонстрирует силу добровольных действий и чудодейственную силу мотива прибыли. Однако это не просто резкий контраст с альтруистическими усилиями СБФ.

‘Это стыдно’

Одна из лучших цитат, которую можно найти о гуманитарной деятельности м-ра Биста в Африке, принадлежит кенийскому журналисту Фердинанду Омонду.

“[Мне] неловко, что ютюбер прилетел в Кению с благотворительным туром, чтобы выполнить задачи, которые наши налоги должны были выполнить давным-давно”, — сказал Омонд.

Эти слова задевают, во многом потому, что это правда.

Является ли эта ситуация позором для кенийского правительства, которое давно страдает от неэффективности и коррупции? Несомненно. Но это также позор для всех интеллектуалов, утверждающих, что прибыль — это зло, а государственные усилия — это решение проблемы бедности, несмотря на удручающий послужной список.

Следует отметить, что кенийское правительство — не единственное, которое доказало свою полную несостоятельность в борьбе с бедностью.

В 1964 году президент Линдон Б. Джонсон объявил “войну” бедности. За последующие пять десятилетий средний размер материальных благ, передаваемых в реальном выражении семье с низким уровнем дохода, увеличился с 3,070 долл. на душу населения (1965 г.) до 34,093 долл. Экономист Вэнс Гилл в прошлом году подсчитал, что за почти 60-летнюю “войну с бедностью” федеральное правительство потратило в общей сложности 25 трлн. долл.

Чем же мы можем похвастаться потратив такие огромные деньги?

По данным переписи населения США, в 1966 году доля американских семей, живущих в бедности, составляла 12,4%. Сегодня, согласно новым данным переписи населения США, доля американцев, живущих в бедности, составляет… 12,4%.

Именно так. С 1964 г., несмотря на десятки триллионов долларов расходов только на федеральном уровне, уровень бедности в Америке не изменился; он просто колеблется вокруг одного и того же уровня с тех пор, как в эпоху “британского вторжения” появились “Битлз”.

Кто-то может возразить, что бедность в Америке могла бы быть гораздо хуже, если бы мы не тратили на борьбу с ней 25 трлн. долл. Это не так. За два десятилетия, предшествовавшие войне с бедностью, уровень бедности снизился с 32,1% до 12,4%.

Все это помогает объяснить, почему Мистер Бист подвергается нападкам, несмотря на хорошую работу, которую он делает.

Милтон Фридман как-то сказал, что одна из самых больших ошибок людей — “оценивать политику и программы по их намерениям, а не по их результатам”.

Результаты благотворительной деятельности Мистера Биста, которая осуществляется на добровольных началах и приносит прибыль, на порядки превосходят усилия, предпринимаемые правительством. И именно с этим не могут смириться его критики.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев