Почему Мистера Биста критикуют за то, что он подарил чистую воду полумиллиону африканцев
Джеймс Стивен “Джимми” Дональдсон, более известный под профессиональным псевдонимом “Мистер Бист”(Mister Beast), сделал себе имя — и сотни миллионов долларов на гуманитарные цели — используя свою платформу социальных сетей. (популярный канал на Youtube — прим.ред.)
Он очищал океаны, посадил 20 млн. деревьев, боролся с голодом, накормив нуждающихся людей в разных уголках США. В рамках своей последней акции мистер Бист построил 100 колодцев в Африке, обеспечив чистой питьевой водой примерно 500 000 человек в разных странах — от Кении до Камеруна и Зимбабве.
Однако не все довольны последней кампанией м-ра Биста и его благотворительной деятельностью.
Один из кенийских политиков заявил CNN, что кампания м-ра Биста по строительству колодцев подпитывает мнение о том, что африканские страны “зависят от подачек”, а другой деятель пожаловался, что “все внимание достается белому мужчине с огромной платформой”.
Хотя это может звучать как простая зависть — и в чем-то это, вероятно, так и есть — критика в адрес Мистера Биста гораздо шире, чем можно предположить. На протяжении многих лет многие жаловались на то, что стратегия Мистера Биста — “филантро-развлечения” — сочетание благотворительности с онлайн-развлечениями — является эксплуатацией.
Например, в феврале, когда м-р Бист оплатил операции по восстановлению зрения, — его обвинили в “нищебродском порно”.
“…Все это делается ради собственного обогащения”, — написал один человек в Твиттере.
“Он заботится о бедных людях и инвалидах, потому что они приносят ему деньги”, — сказал другой.
“Врачи/медсестры не используют достоинство своих пациентов ради наживы”.
“Удушающий контроль искателей прибыли”
Последнее слово является ключевым: прибыль.
За последнее столетие прибыль стала ругательным словом. Айн Рэнд подробно описала растущее отвращение к прибыли в своем классическом произведении “Атлант расправил плечи” — антиутопическом романе, где изображается общество, в котором титаны индустрии, производящие товары и услуги, воспринимаются многими, особенно лодырями, с презрением за стремление к прибыли.
Джеймс Таггарт, злодей из романа, говорит о “разрушении порочной тирании экономической власти” и освобождении “людей от власти доллара”.
“Мы освободим нашу культуру от удушающих объятий искателей наживы”, — громогласно заявляет Таггарт.
Рэнд осознавала, что в современном мире идея прибыли превращается в грех, хотя экономист Адам Смит давно заметил, что источником экономического процветания общества является корысть.
“Не от благосклонности мясника, пивовара или булочника мы ожидаем нашего обеда, а от того, что они заботятся о своих собственных интересах”, — писал Смит в знаменитой книге “Богатство народов”.
Смит понимал, что собственный интерес не просто здоров и рационален, он является экономическим двигателем общества. Мясник, преследуя свои желания, оказывает важную услугу другим, так же как пивовар и пекарь.
Однако сегодня прибыль для многих, особенно для тех, кого в университетах пичкают лозунгами социальной справедливости, является анафемой. Марксистское представление о том, что прибыль — это всего лишь эксплуатация, было воспринято многими, даже теми, кто, скорее всего, никогда не считал себя марксистом.
Подобно неудачливому бизнесмену из “Атланта”, который оправдывает себя словами: “Я могу с гордостью сказать, что за всю свою жизнь я ни разу не получил прибыли”, многие молодые люди сегодня воспринимают прибыль как синоним эксплуатации.
“Вдохновлять людей на помощь другим — это прекрасно, но поощрять молодых людей эксплуатировать уязвимые сообщества ради контента, на котором потом можно заработать огромные деньги, — это проблема”, — написал в своем твиттере корреспондент Washington Post Тейлор Лоренц.
Иными словами, презрение к Мистеру Бисту вызвано тем, что, занимаясь гуманитарной деятельностью, он сколотил состояние, оцениваемое в 500 млн. долл.
Стоит отметить, что критика в его адрес заметно контрастирует с (первоначальным) повсеместным восхвалением Сэма Бэнкмана-Фрида, основателя компании FTX, который построил свою империю, говоря об эффективном альтруизме и отвергая важность прибыли.
“Это нормально — совершить более-менее плохую сделку если она спасаете что-то”, — сказал СБФ в беседе с Bloomberg в 2022 году.
СБФ дал понять, что его не очень волнует надуманная прибыль, он гораздо больше сосредоточен на помощи другим. (Более внимательное изучение частной риторики и бизнеса СБФ показывает, что он был гораздо больше озабочен зарабатыванием денег для себя, чем он об этом говорил).
Разница в том, что гуманитарные усилия Мистера Биста действительно сработали, в то время как “альтруистические” усилия СБФ потерпели фиаско (и теперь ему грозит более 100 лет тюрьмы).
В этом и заключается истинная причина того, что Мистеру Бисту так досталось. Он демонстрирует силу добровольных действий и чудодейственную силу мотива прибыли. Однако это не просто резкий контраст с альтруистическими усилиями СБФ.
‘Это стыдно’
Одна из лучших цитат, которую можно найти о гуманитарной деятельности м-ра Биста в Африке, принадлежит кенийскому журналисту Фердинанду Омонду.
“[Мне] неловко, что ютюбер прилетел в Кению с благотворительным туром, чтобы выполнить задачи, которые наши налоги должны были выполнить давным-давно”, — сказал Омонд.
Эти слова задевают, во многом потому, что это правда.
Является ли эта ситуация позором для кенийского правительства, которое давно страдает от неэффективности и коррупции? Несомненно. Но это также позор для всех интеллектуалов, утверждающих, что прибыль — это зло, а государственные усилия — это решение проблемы бедности, несмотря на удручающий послужной список.
Следует отметить, что кенийское правительство — не единственное, которое доказало свою полную несостоятельность в борьбе с бедностью.
В 1964 году президент Линдон Б. Джонсон объявил “войну” бедности. За последующие пять десятилетий средний размер материальных благ, передаваемых в реальном выражении семье с низким уровнем дохода, увеличился с 3,070 долл. на душу населения (1965 г.) до 34,093 долл. Экономист Вэнс Гилл в прошлом году подсчитал, что за почти 60-летнюю “войну с бедностью” федеральное правительство потратило в общей сложности 25 трлн. долл.
Чем же мы можем похвастаться потратив такие огромные деньги?
По данным переписи населения США, в 1966 году доля американских семей, живущих в бедности, составляла 12,4%. Сегодня, согласно новым данным переписи населения США, доля американцев, живущих в бедности, составляет… 12,4%.
Именно так. С 1964 г., несмотря на десятки триллионов долларов расходов только на федеральном уровне, уровень бедности в Америке не изменился; он просто колеблется вокруг одного и того же уровня с тех пор, как в эпоху “британского вторжения” появились “Битлз”.
Кто-то может возразить, что бедность в Америке могла бы быть гораздо хуже, если бы мы не тратили на борьбу с ней 25 трлн. долл. Это не так. За два десятилетия, предшествовавшие войне с бедностью, уровень бедности снизился с 32,1% до 12,4%.
Все это помогает объяснить, почему Мистер Бист подвергается нападкам, несмотря на хорошую работу, которую он делает.
Милтон Фридман как-то сказал, что одна из самых больших ошибок людей — “оценивать политику и программы по их намерениям, а не по их результатам”.
Результаты благотворительной деятельности Мистера Биста, которая осуществляется на добровольных началах и приносит прибыль, на порядки превосходят усилия, предпринимаемые правительством. И именно с этим не могут смириться его критики.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев