Когда доллар — не доллар
Основная операция выполняемая банками состоит в том, что вы берете физическую валюту и кладете ее на счет, который у вас есть в банке. Вы передаете им купюру в 100 долларов, и банк зачисляет на ваш счет 100 долларов. Вы можете вернуться, когда вы захотите, и получить свои 100 долларов обратно. Вы можете ждать неделю, год или пять минут. Когда вы приходите и просите свои 100 долларов, вам вручают 100 долларов (или пять 20-долларовых купюр, или десять 10-долларовых купюр, вы поняли суть). Короче говоря, когда вы вносите эту стодолларовую купюру, банк создает обязательство в размере 100 долларов. Чтобы выполнить это обязательство, банк держит наготове несколько 100-долларовых купюр на случай вашего появления.
Банк не просто хранит деньги каждого. Часть денег, которые люди кладут на депозит, выдается заемщикам или используется для покупки какого-либо актива. Таким образом, банк создает деньги, когда выпускает обязательства, поскольку его долларовые обязательства превышают количество долларов, которыми он физически располагает. Поскольку банк выпускает обязательства, номинированные в долларах, ему необходимо каким-то образом гарантировать, что ваш доллар стоит один доллар. Для этого банки держат некоторое количество долларов в резерве. Когда вы приходите в банк, чтобы получить свои 100 долларов, вас ждет 100-долларовая купюра. Это может быть не та 100-долларовая купюра, которую вы там оставили, но это 100-долларовая купюра, а 100-долларовые купюры взаимозаменяемы, так что вас это устраивает.
Доллары, которые хранятся в банке, составляют лишь часть депозитных обязательств, которые он создает. В любой конкретный день есть некоторое количество людей, которые делают новые вклады, и некоторое количество людей, которые снимают деньги. Иногда объем депозитов превышает объем снятых средств, а иногда объем снятых средств превышает объем депозитов. Иногда эти превышения депозитов или снятия средств предсказуемы. В других случаях они непредсказуемы. Для того чтобы справиться с подобными ситуациями, банк будет держать некоторый запас долларов для покрытия непредвиденного превышения снятия средств. До тех пор, пока все сразу не придут погашать свои обязательства, все будет в порядке. Конечно, если все явятся, некоторые люди смогут получить свои доллары, а некоторые — нет. Но в большинстве случаев это не является проблемой. Вы обещаете людям, что ваше обязательство в 1 доллар стоит 1 доллар, и вы гарантируете, что это правда, имея на руках несколько реальных, физических долларов.
Альтернатива этому — сказать: забудьте обо всем этом. Я могу выпустить долларовые обязательства, и мне не нужно иметь никаких долларов вообще. Я могу просто пообещать, что мои долларовые обязательства стоят доллар. Если кто-то придет ко мне с этим обязательством и скажет: “Мне нужен мой доллар”, я могу сказать: “У вас есть один доллар. Это так же хорошо, как доллар. Даю вам слово”.
Это явно отличается от того, как работает традиционный банк. В банках хранятся реальные доллары, и они выдают их людям, которые хотят обменять свои цифровые доллары на физические. Но банки требуют много накладных расходов. Вам требуются здания, банковские хранилища и банковские кассиры. Кому все это нужно?
Вместо этого вы можете пойти по моему плану и просто выпустить долларовые обязательства, не хранить доллары, не платить кассирам и не беспокоиться о банковских хранилищах. Вы можете просто дать обещание.
Вы можете сказать, что мой план звучит глупо, но вы не дослушали его до конца. Я собираюсь выпускать свои долларовые обязательства на блокчейне, а все любят блокчейн, так что теперь мой план кажется немного лучше.
Теперь, когда я привлек ваше внимание, вам, возможно, интересно, как я собираюсь это сделать. Я просто использую спрос и предложение. Я выпускаю это обязательство и говорю всем, что оно стоит доллар, но я выпускаю его на блокчейне, а эти блокчейны имеют децентрализованные биржи. Это означает, что мое обязательство будет торговаться на вторичном рынке. Но поскольку я понимаю спрос и предложение, это нормально. Я определяю предложение, а люди, использующие блокчейн, определяют спрос. Таким образом, когда цена моего обязательства будет выше 1 доллара, я увеличу предложение. Когда цена ниже $1, я уменьшу предложение. Таким образом, мои знания о спросе и предложении — это все, что здесь нужно. Глупые банки.
Но подождите, спрашиваете вы, как же я буду увеличивать или уменьшать предложение? Увеличить предложение может быть очень просто. Я могу просто придумать способ случайной отправки денег на какой-нибудь цифровой кошелек. В конце концов, это блокчейн (я уже упоминал, что это блокчейн, верно?). Конечно, уменьшить предложение таким образом будет сложно, поскольку я не могу просто удалить свои долларовые обязательства из случайных цифровых кошельков.
Но не волнуйтесь, у меня есть план. Я изучал монетарную политику в течение многих лет. Когда ФРС хочет увеличить или уменьшить предложение денег, она проводит операции на открытом рынке. Когда я хочу увеличить предложение, я могу купить что-то у людей. Когда я хочу уменьшить предложение, я могу что-то продать людям. Однако, в отличие от ФРС, я не могу заставить дилеров торговать со мной.
Мне нужно проявить изобретательность. Вот моя идея: я могу выпустить второе обязательство. Однако, в отличие от первого обязательства, это будет иметь свободно плавающую цену. Чтобы дать людям стимул совершать сделки, которые я хочу, я создам арбитражную возможность для стимулирования торговли. Когда мое долларовое обязательство торгуется выше одного доллара, люди могут обменять мне $X обязательства с гибкой ценой в обмен на X новых единиц моего долларового обязательства. Поскольку долларовое обязательство торгуется выше доллара, это безрисковая прибыль для трейдера. Когда мое долларовое обязательство торгуется ниже доллара, я разрешаю людям продать мне X единиц долларового обязательства за $X единиц обязательства по гибкой цене. Например, если цена моего долларового обязательства составляет $0,90, они могут отдать мне это обязательство, а я дам им $1 за обязательство с гибкой ценой. Безрисковая прибыль составляет $0,10.
Эта возможность арбитража позволяет мне уменьшить предложение моих долларовых обязательств, когда мои долларовые обязательства торгуются со скидкой, и увеличить предложение, когда мои долларовые обязательства торгуются с премией. При данном уровне спроса эти изменения в предложении должны гарантировать, что цена моего долларового обязательства действительно равна $1.
Таким образом, я создал долларовое обязательство, которое не требует долларовых резервов, использует основные принципы спроса и предложения и имеет рыночную денежную политику, чтобы все работало.
К сожалению, в моем плане не учтена пара факторов. Я создал два актива из воздуха, и эти активы самореферентны. Мой один бесполезный актив используется для получения арбитражной прибыли с моим другим бесполезным активом. До тех пор, пока все готовы играть в эту игру и получать прибыль от арбитража, все работает. Но предположим, что кто-то решит отклониться от игры. Это может повлиять на ожидания. Например, предположим, кто-то начинает шортить оба актива. Это приводит к снижению цен на оба актива. Если люди думают, что цены будут продолжать снижаться, это уменьшает спрос. С точки зрения моего долларового обязательства, это нормально, пока предложение сокращается быстрее, чем падает спрос. Если это так, то цена будет расти. Но помните, когда предложение долларового обязательства снижается, это происходит потому, что я увеличиваю предложение обязательства по гибкой цене. Таким образом, на обязательство по гибкой цене спрос снижается, а предложение растет. Оба этих фактора приводят к падению цен.
Независимо от того, растет или падает цена долларового обязательства, должно быть так, что цена гибкого обязательства падает (и падает быстрее, чем любое снижение цены долларового обязательства). Если ожидается, что цена моего гибкого ценового обязательства будет снижаться быстрее, чем цена долларового обязательства, то арбитражная возможность больше не работает. Я не хочу обменивать $0,90 одного актива на $1 другого, если я ожидаю, что цена этого другого актива упадет на 20%. Таким образом, у меня появляется стимул продать долларовое обязательство за какой-то другой актив, что еще больше снижает цену. В результате цены обоих моих бесполезных активов стремятся к нулю.
Некоторое время тому назад стейблкоин под названием TerraUSD нарушил привязку к доллару и рухнул вместе с токеном LUNA, имеющим гибкую цену, и теперь вы знаете почему.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев