Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Питер Джакобсен
Что такое редкость?

Люди часто говорят о редкости. Но говорим ли мы об одном и том же?

Редкость — основная концепция в экономике. В любом учебнике по экономике в первой же главе будет упомянута эта концепция.

К сожалению, концепция редкости страдает от проблемы многозначности. Слово “редкость” используется как в экономике, так и за её пределами для обозначения разных вещей. Более того, иногда это слово используется для описания понятий, которые противоречат здравой экономике.

Давайте разберёмся, что означает (и что не означает) понятие “редкость”.

Экономическая редкость

Первое содержание слова “редкость”, на котором мы остановимся, я называю «экономической редкостью". Именно на этой редкости сосредоточены основанные на здравом подходе учебники по экономике.

Экономическая редкость описывает отношения между целями и средствами, которые люди имеют для достижения этих целей.

Мы живем в мире экономической редкости, в котором наши желания превышают возможности для их достижения. Проще говоря, мы хотим больше, чем имеем.

Доказательство этого простое — люди действуют! Каждый день вы и я совершаем действия, потому что хотим чего-то, чего у нас нет. Почему люди идут в колледж, создают семью или устраиваются на работу? У них есть конечная цель, к которой они стремятся. Это понимание дал нам экономист Людвиг фон Мизес. В своей главной работе «Человеческая деятельность» он пишет:

Средства всегда ограничены, то есть редки в отношении тех услуг, для которых человек хочет их использовать. Если бы это было не так, не было бы никакой необходимости в действии в их отношении. Когда человек не ограничен недостаточным количеством доступных ресурсов, действия не требуются.

Сознательное действие подразумевает экономическую редкость. Пока люди намеренно действуют, они показывают, что у них есть желания, которые ещё не удовлетворены.

Следовательно, пока существует человеческая деятельность, всегда будет присутствовать редкость. Даже в так называемых утопиях постредкости, как в «Звёздном пути», редкость существует. Экономическая редкость присутствует даже в библейском идеальном мире — в Саду Эдема. Адам действует в этом мире, что сигнализирует о его желании изменить своё положение.

В определенном смысле этот тип редкости является бинарным. Он не поддается простому измерению в терминах «больше или меньше». Если человек желает что-то (материальное или нематериальное), чего у него нет, он сталкивается с редкостью.

Если же мы хотим измерить экономическую редкость, то лучшим способом будет измерение издержек получения желаемого. Когда мы действуем и используем ресурсы, мы отказываемся от некоторых альтернативных действий и использования этих ресурсов. Экономисты называют эту упущенную возможность действия альтернативными издержками.

Если альтернативные издержки чего-то растут, то, вероятно, имеет смысл считать это что-то «более редким». Существуют различные способы количественной оценки альтернативных издержек. Экономист Джулиан Саймон утверждал, что лучший способ количественно оценить экономическую редкость — это посмотреть на цены с поправкой на инфляцию за определенный период времени. Гейл Пули и Мэриан Тупи в своей недавней книге «Сверхизбыток» пытаются выразить издержки в терминах времени, которое требуется среднему человеку, чтобы что-то приобрести (они называют эту меру ценой времени).

Итак, если ваши затраты на получение какого-либо блага или достижения цели снижаются, логично считать, что это благо становится менее редким; но по причинам, обсуждаемым ранее, мы не должны ошибочно полагать, что снижение редкости одного блага означает, что мы когда-нибудь полностью устраним редкость.

Экономика в своей основе посвящена тому, как люди сотрудничают в условиях редкости. Экономические институты, которые мы создаём для решения этой проблемы, могут изменяться по мере изменения формы редкости, но эти системы и их изучение всегда будут актуальны, пока люди действуют для достижения желаемого. В этом смысле, мы никогда не преодолеем редкость.

“Мышление нехватки”

Экономическая редкость является неизбежной, но это не означает, что мы не можем справиться с некоторыми другими «типами» редкости.

Другой способ использования слова «редкость» связан с понятием “мышления нехватки”. Этот тип мышления воспринимает чью-то выгоду как чью-то потерю. Если у вас всё хорошо, это означает, что кто-то другой страдает. Если вы выигрываете, кто-то другой обязательно проигрывает. Экономисты называют это взглядом на мир как на игру с нулевой суммой.

Восприятие мира как игры с нулевой суммой или ресурсов как фиксированного пирога — это суть мышления нехватки. Иногда, когда люди говорят: «Ресурсы ограничены», они на самом деле подразумевают: «Во всех взаимодействиях есть победитель и проигравший». Мой коллега Патрик Кэрролл более подробно рассматривает эту ошибку здесь, и я благодарен ему за то, что он привлёк моё внимание к тому, как это связано с мышлением нехватки.

Этот взгляд на редкость ошибочен. Неправда, что чья-то выгода всегда означает ущерб другим. Люди способны создавать новую ценность и новые экономические ресурсы.

Простейший пример этого — обмен. Утром я даю своим дочкам витамины в качестве хорошего начала дня. Старшая предпочитает розовые витамины, а её младшая сестра — фиолетовые. К их сожалению, я не трачу время на то, чтобы искать их любимые цвета в бутылочке с витаминами. Когда папа раздаёт витамины, вы получаете то, что досталось.

Но иногда происходит нечто волшебное. Моя старшая дочка получает фиолетовый витамин, а её младшая сестра — розовый. Им быстро удалось понять магию взаимовыгодного обмена.

Когда они получают витамины любимого цвета, они меняются. И это делает обеих счастливее. Обратите внимание, количество витаминов осталось тем же, но счастья от этих витаминов стало больше благодаря обмену. «Пирог» удовлетворённости не является фиксированным только потому, что материальные ресурсы можно пересчитать. Обмен увеличивает размер экономического «пирога»!

Эта способность увеличивать размер «пирога» растёт, когда мы понимаем, что люди также могут проявлять предпринимательскую активность и создавать ресурсы, имеющие ценность. Когда-то нефть не представляла никакой ценности для людей. Это была просто неприятная грязь. Затем несколько блестящих новаторов обнаружили, что её можно преобразовать в доступную и полезную энергию для многих поколений людей.

Создание новой ценности происходит повсеместно. Это не означает, что в мире нет игр с нулевой суммой. Иногда действительно есть победитель и проигравший — подумайте о спорте. Но суть в том, что иногда существуют сценарии, в которых выигрывают обе стороны. Иногда креативные люди увеличивают «пирог». Когда люди используя концепцию редкости, утверждая, что «пирог» фиксирован и не может увеличиться, они ошибаются.

Это также помогает нам согласовать два, казалось бы, противоречивых, но на самом деле не противоречащих друг другу, утверждения.

Экономист Томас Соуэлл однажды сказал: «Первый урок экономики — редкость: никогда не бывает достаточно чего-либо, чтобы полностью удовлетворить всех желающих. Первый урок политики — игнорировать первый урок экономики».

На первый взгляд это противоречит утверждению Джулиана Саймона:

Наши запасы природных ресурсов не ограничены в экономическом смысле. Опыт прошлого не даёт оснований полагать, что природные ресурсы станут более редкими. Скорее, если история чему-то нас учит, природные ресурсы будут становиться всё менее затратными, следовательно, менее редкими, и будут составлять меньшую долю наших расходов в будущем.

Как же согласовать эти два высказывания? Противоречат ли они друг другу? Вовсе нет.

Томас Соуэлл говорит о политической сфере. В политике все решения оплачиваются кем-то другим. Каждый доллар, потраченный на армию, — это доллар, который налогоплательщик мог бы потратить на что-то другое. Политика — это игра с нулевой суммой.

С другой стороны, Саймон говорит о том, как человеческое творчество, направленное на рынки и добровольный обмен, может привести к снижению редкости. Обратите внимание, что Саймон утверждает, что ресурсы не ограничены в экономическом смысле (об этом позже), но он никогда не утверждает, что ресурсы не редки в экономическом смысле. Саймон соглашается с Соуэллом — ресурсы ограничены. Однако он добавляет, что человеческая изобретательность на рынках даёт нам потенциал для снижения редкости. Мы можем отвергнуть мышление игры с нулевой суммой, при этом признавая, что правительство не способно предложить «бесплатный обед».

Физическая редкость

Последнее значение слова “редкость” — редкость в физическом смысле. Люди подсчитывают ресурсы вокруг себя и считают это измерением редкости. Я назову этот тип редкости физической редкостью.

Важно отметить, что хотя подсчёт по какому-либо физическому показателю имеет значение в инженерном смысле, он гораздо менее важен для понимания экономической редкости. Чтобы понять почему, достаточно заметить, что ограниченность в количестве не обязательно делает ресурс желанным для людей.

Представьте, что учёные обнаружили элемент, который излучает значительное количество радиации. Теперь представим, что нет безопасного способа обработки или преобразования этого элемента (даже в качестве оружия). Сколько люди были бы готовы заплатить за такой элемент? Мой ответ — они не захотели бы за него платить. Более того, люди, вероятно, заплатили бы, чтобы избежать его. Даже если этот элемент физически редок, он не может помочь людям достичь их целей. В этом случае он не является редким.

В противоположность этому, можно представить, что нечто физически обильное может быть редким. Существует тысячи тонн золота под землёй. Делает ли это физическое количество золота менее редким? Нет. Если оно недоступно для использования в достижении человеческих целей, это не уменьшает редкость. Физическая редкость и экономическая редкость — это не одно и то же.

В качестве последнего примера можно представить природный ресурс, который становится менее редким без изменения его физического количества. Это происходит с бензином. Представьте, что умный предприниматель внезапно разработал новый, более эффективный двигатель, который увеличивает экономию топлива до 100 миль на галлон. Физическое количество бензина остаётся неизменным, но экономическая редкость бензина сразу же уменьшилась бы.

Это не значит, что между физической и экономической редкостью абсолютно нет связи. Связь, конечно, есть. Но суть в том, что для людей напрямую важна экономическая редкость ресурса, которая уменьшается благодаря человеческому творчеству. Перефразируя Джулиана Саймона, нефть выходит из человеческого разума, а не из земли.

Изобилие надежды

Вероятно, существует ещё больше способов использования термина «редкость», но эти три основные значения наиболее важны.

Разделение этих трёх различных понятий, описываемых термином «редкость», помогает нам примирить неизбежность редкости с неуклонным оптимизмом.

Правда, что у людей всегда будут цели, которых они ещё не достигли, но это не должно нас огорчать. В погоне за этими целями люди используют своё творчество и настойчивость, чтобы увеличивать «пирог» и уменьшать экономическую редкость вокруг нас. Это не обязательно означает, что кто-то другой должен проиграть. Напротив, мир экономической редкости, природного изобилия и сценариев, в которых выигрывают обе стороны, не имеет внутренних противоречий.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев