Что культура игбо может сказать нам о капитализме
Игбо — одна из многих этнических групп в Африке. Она насчитывает около 43 миллионов человек, 40 миллионов из которых проживают в Нигерии. Они пользуются большим успехом в Нигерии, и многие называют их “евреями Западной Африки” отчасти потому, что они, как правило, более успешны в экономическом плане, чем их соседи. По некоторым оценкам, инвестиции игбо являются движущим фактором в экономике Нигерии. Когда вы познакомитесь с культурой игбо, их феноменальный успех в предпринимательстве перестанет вызывать удивление. Игбо демонстрируют нам то, что экономист Дейдра Макклоски называет “буржуазными добродетелями”. В культуре игбо достижение богатства воспринимается как благословение, которое нужно развивать, а не как объект презрения. В отличие от других культур Африки, купец занимает священное положение среди игбо. Торговля играет центральную роль в понимании мировоззрения игбо.
В статье для Journal of Philosophy, Culture and Religion Грегори Чинвеуба и Эверист Эзеугву утверждают, что коммерческая природа отчетливо видна в языке игбо. Они создали интригующий арсенал понятий, отражающих их любовь к торговле, таких как imu ahia (обучение ремеслу), oru (создание предприятия) и igba oso ahia (трюк с продвижением чужого товара с согласия владельца на цену, которая увеличивает капитал). Помимо ценности труда, последнее описание раскрывает понимание сложной роли посредника в увеличении капитала. Ученые также утверждают, что народ игбо понимает предпринимательство как поиск прибыли, мотивируемый инновациями, эффективным использованием активов и получением результатов. Игбо не только предприимчивы, но и имеют довольно шумпетерианское мировоззрение.
Подобно кальвинистам, которые считали успех доказательством Божьей благосклонности, в традиционном обществе игбо финансовый успех неразрывно связан с получением благосклонности предков. Согласно философии игбо, достойная жизнь должна влечь за собой накопление земных богатств. Таким образом, тот, кто умирает бедным (то есть enwe nta, enwe imo, несчастный бедняк), не имеет права на место среди предков. Невозможно отделить успех от личности игбо. Поэтому, чтобы напомнить людям об их предназначении, детям часто дают имена, предсказывающие процветание. Такие имена, как Ифеадиго (богатство доступно), Убака (больше богатства) и Убанози (богатство заняло свое надлежащее место), свидетельствуют об индустриально-ориентированном духе игбо.
Тем не менее, несмотря на страсть к богатству, культура игбо основана на этических принципах. Богатство, полученное обманным путем, воспринимается игбо, как недостойное подражания. Пословица игбо “Аку луо уно оквоо эбеоси” (когда богатство возвращается домой, оно объявляет свой источник) иллюстрирует важность того, чтобы сообщество оставалось незапятнанным незаконными источниками богатства. Точно так же этическое мировоззрение народа игбо подтверждает принятие эгалитарного индивидуализма. Хотя игбо ценят сообщество, в их традициях есть четкое признание того, что посторонние не имеют права на плоды производительного труда других.
Это устройство можно охарактеризовать как автономный индивидуализм общинных сообществ. Неизменно ожидается, что кто-то будет вкладывать средства в благополучие своего соседа, но на бенефициаров возлагается обязанность отказаться от помощи, когда будет достигнута определенная цель. Несмотря на связь с сообществом, люди рассматриваются как личности с различными желаниями и способностями к успеху. Чтобы быть настоящим гражданином в обществе игбо, нужно выполнять свои обязанности, делая общество более продуктивным. Без упорного труда человек перестает быть игбо. Об этом пишут Оливер Онаха, Хигинус Эзебилло и Теодора Оджиакор в стате, опубликованной в “Международном журнале социальных и гуманитарных наук” за 2016 год. Авторы утверждают:
Традиционное сообщество игбо имело паттерны эгалитарного общества. Это не значит, что в нем не было рангов. Были ранги и почетные звания. Но все свободно общались со всеми без бюрократических процедур. Каждый член общины пользовался должным уважением и обращался с другими как с кровным братом или сестрой. Подразумевается, что каждый обладает правами. Каждый человек также несет ответственность перед обществом. Должности или звания в основном достигались благодаря упорному труду.
Более того, поскольку институты игбо уже были совместимы с индивидуалистической и ориентированной на достижения культурой капитализма, появление рыночной экономики в колониальную и постколониальную эпоху дало игбо преимущество перед другими этническими группами, такими как хауса и йоруба, чьи социальные структуры основывались на наследственном статусе. Кроме того, как и для других предпринимательских культур, процветание народа игбо можно объяснить суровыми условиями окружающей среды. Из-за нехватки земельных ресурсов они были вынуждены специализироваться на профессиях, не связанных с сельским хозяйством, и мигрировали в чужие страны, поэтому их выживание зависело от изобретательности. Кеннет Дайк соглашается:
Игбо, испытывающие давление ограниченных земельных ресурсов, по необходимости вынуждены были искать другие средства к существованию за пределами племенных границ. В 19 веке и ранее рост несельскохозяйственного населения в районах, где земли было слишком мало или она была слишком бедной, чтобы поддерживать население, привел к некоторой степени специализации среди слоев племени: Арос стали посредниками; Ада и Абам считались наемниками; Люди Авка были кузнецами и врачами, а люди Нкверре, помимо работы с железом, играли роль профессиональных шпионов и дипломатов. Если мы можем судить по записям XIX века, несмотря на эту специализацию, перенаселенность была правилом для всех слоев племени.
Мы не сможем понять успех Игбо, не упомянув об ученичестве. На протяжении нескольких поколений инновационная система обучения, известная как “Игба-Одибо”, вооружала молодых людей управленческими знаниями, деловой хваткой и социальным капиталом, необходимыми для успеха в бизнесе. Проработав у своего наставника период, обычно семь лет, подопечный получает капитал для открытия собственного дела. Эта схема привела к появлению нескольких успешных бизнесменов, в том числе Иннокентия Чуквума и Космаса Мадука. Исследуя предпринимательство игбо экономисты пришли к выводу, что предприниматели, которые участвуют в программе местного ученичества, имеют более высокие показатели выживания бизнеса, высокие темпы роста бизнеса, доступ к неформальным кредитам, более высокие навыки привлечения клиентов и управления.
Народ игбо в Нигерии может обогатить наше понимание того, как определенные культурные атрибуты могут способствовать экономическому росту и успеху в любых условиях, в том числе за пределами европейских юридических и культурных институтов.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев