Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Майкл Питерсон
Что я увидел в Аргентине Милея

Недавнее соглашение Аргентины с США о валютном свопе на 20 миллиардов долларов ясно продемонстрировало хрупкость равновесия между экономическими реформами и жизненно важной необходимостью либерализации. В прошлом месяце произошёл внезапный обвал аргентинского песо, вызванный серией политических неудач, включая выборы в провинции Буэнос-Айрес, где перонисты получили множество мест в Конгрессе. В условиях этой нестабильности Центральный банк Аргентины за два дня потратил более миллиарда долларов, пытаясь удержать курс в пределах установленного государством валютного коридора.

Вскоре после этого президент Хавьер Милей прибыл в Нью-Йорк, где договорился с министром финансов США Скоттом Бессентом о предоставлении экстренной помощи — фактически это спасло курс песо от стремительного роста. Хотя критики расценивают обращение Милея за поддержкой как проявление уязвимости, стабилизация песо крайне важна для реализации его программы жёсткой экономии во второй половине президентского срока.

Действительно, Аргентина стоит на пороге трансформации, движимой смелыми реформами либертарианского президента Хавьера Милея. Со времён начала 1990-х страна не переживала столь радикальных изменений. Проведя почти месяц в Аргентине этим летом, я увидел страну, наполненную потенциалом, но отягощённую историческим наследием.

Партия Милея La Libertad Avanza провела масштабные рыночные реформы, которые дали поразительные результаты. Годовая инфляция, достигавшая 289 % на момент его вступления в должность, снизилась до менее чем 40 %. В начале 2025 года Аргентина впервые за 14 лет зафиксировала профицит бюджета, а уровень бедности снизился с 53 % в начале 2024 года до 31,6 % к середине 2025 года. Эти достижения резко контрастируют с десятилетиями экономической неразберихи.

Однако прогресс Аргентины сдерживается наследием перонистской политики, основанной на бюрократическом контроле и влиянии групп интересов. Усилия Милея по либерализации экономики сталкиваются с ожесточённым сопротивлением профсоюзов и карьерных бюрократов, воспринимающих реформы как угрозу своему существованию. Рыночная либерализация, как я уже отмечал ранее, гораздо легче осуществляется в теории, чем на практике. Истории успеха, такие как Польша и Чили, ставшие процветающими рыночными экономиками, остаются исключениями. Они добились этого благодаря реструктуризации институтов, защите прав собственности и раскрытию человеческого потенциала. Аргентина, несмотря на изобилие талантов и ресурсов, с трудом следует этим путём.

Национальные университеты Аргентины, одни из лучших в Латинской Америке, выпускают высококвалифицированных специалистов, которые могли бы стать движущей силой экономического роста. Однако плотная сеть регулирующих норм подавляет их потенциал и ограничивает развитие человеческого капитала — фундамента процветания. В таких городах, как Кордова, где я провёл большую часть времени, это напряжение ощущается особенно остро. Например, отрасль такси лоббирует запрет на работу сервисов вроде Uber, но водители продолжают работать, нарушая эти законы. Такая рента-ориентированная политика, уходящая корнями в перонистскую политику середины XX века, по-прежнему душит инновации и предпринимательство.

Давление со стороны работников государственного сектора с требованием увеличить финансирование пенсий достигло критической точки. После поражения Либертарианской партии на прошлых провинциальных выборах президент Милей уступил, одобрив законодательство об увеличении ассигнований на пенсии, инвалидность, здравоохранение и образование. Хотя политические компромиссы неизбежны, группы интересов по-прежнему оказывают чрезмерное влияние на политику Аргентины. Чтобы противодействовать этому, аргентинцам необходимо сосредоточиться на реформах «снизу», начиная с местного уровня и распространяя их на провинциальное управление. Лидеры всего политического спектра должны продвигать культуру открытости и свободного предпринимательства как движущую силу подлинных перемен.

К трудностям Милея добавился недавний скандал, который бросил тень на его администрацию. Утечка аудиозаписей указывает на возможную причастность его сестры и ближайшего советника, Карины Милей, к коррупционной схеме с взятками на сотни тысяч долларов за фармацевтические контракты. Обвинения связаны с Диего Спаньоло, бывшим главой Национального агентства по делам инвалидности Аргентины, и дали оппозиции Милея — особенно перонистской партии Fuerza Patria — повод требовать возврата к практике высоких государственных расходов, которая и стала причиной инфляции десятилетие назад.

В своей книге 1981 года «Структура и изменения в экономической истории» лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт объясняет роль идеологии в экономической трансформации. Норт утверждал, что люди меняют свои идеологические взгляды, когда их личный опыт вступает в противоречие с прежними убеждениями. Чтобы Аргентина смогла перейти к более свободной экономике, её институты — правительство, промышленность и гражданское общество — должны заслужить доверие граждан и взять на себя обязательства по защите прав собственности и поощрению личной свободы. Без этого реформы рискуют остаться поверхностными.

Проблемы Аргентины отражают главный вопрос, поставленный Нортом: как нации переходят от экономического застоя к процветанию? Администрация Милея должна не просто проводить реформы, но и обеспечить, чтобы институты всего общества отражали стремление к свободе. Сопротивление таксистов в Кордове — лишь один из примеров того, как укоренившиеся группы интересов блокируют прогресс. Эти группы — от сельского хозяйства и энергетики до транспорта и образования — поддерживают систему, основанную на кумовстве, а не на конкуренции.

Как указывает Николай Венцель в своём обзоре экономической истории Аргентины для AIER, взлёты и падения страны тесно связаны с её институтами. С момента прихода Перона к власти в 1940-х годах участие государства в экономике возросло, что привело к подавлению частной инициативы. Избрание Милея, вызванное всплеском интереса к классическому либерализму, бросает вызов этому статус-кво. Однако, как подчеркивают экономисты Норт, Джоэл Мокир и Дейрдре Макклоски, институциональная реформа — это не просто принятие законов, а создание культуры, которая вознаграждает предпринимательство и расширяет возможности личности.

Достижения Милея значительны, но для устойчивых перемен одних политических побед недостаточно. Аргентине необходим сдвиг на уровне всего общества в сторону инноваций и дерегуляции, где каждый человек свободен в реализации своих стремлений. Дейрдре Макклоски показывает, что экономическое процветание возникает там, где общество принимает «двойное этическое преобразование: достоинства и свободы» для обычных людей. Будущее Аргентины зависит от того, удастся ли закрепить эти ценности не только в политике, но и за её пределами.

Обвинения во взяточничестве против Карины Милей угрожают подорвать это видение. Защищая свою сестру, Милей рискует подорвать свою репутацию реформатора. Если он хочет укрепить своё политическое наследие, решительное реагирование на обвинения — вплоть до отстранения Карины от занимаемой позиции — стало бы сигналом приверженности реформам и транспарентности. Без таких действий оппозиция может усилиться и обратить достигнутый прогресс вспять.

Огромный потенциал Аргентины по-прежнему сдерживается её перонистским прошлым. Реформы Милея закладывают смелый фундамент, но путь к процветающей рыночной экономике требует неустанных усилий по всей вертикали общества — от низовых инициатив до президентского дворца Каса Росада. Аргентина должна принять более широкую культуру инноваций и личной инициативы, разрушив преграды, тормозящие рост. Только тогда страна сможет покинуть дорогу к рабству и вступить на путь процветания.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев