Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Томас ДиЛоренцо
Типичный современный экономист-байденомист

Статья на сайте FOX News от 27 июня сообщает, что шестнадцать левых экономистов, лауреатов Нобелевской премии, подписали петицию, восхваляющую «байденомику» до небес и заявляющую, что если Дональд Трамп будет избран, то обязательно возрастет инфляция. Помимо того факта, что «байденомика» не есть некий феномен, а является обычной покупкой голосов каждой предполагаемой группы особых интересов, финансируемой ФРС за счет монетизации большего долга (и большей инфляции) — петиция является еще одним доказательством жалкого, политизированного состояния «мейнстримной» академической экономики.

В статье FOX News выделен мистер Джанет Йеллен, также известный как Джордж Акерлоф, муж министра финансов (который получил 7 миллионов долларов в виде «гонораров за выступления» незадолго до вступления в эту должность). Акерлоф получил Нобелевскую премию по экономике в 2001 году вместе с Майклом Спенсом и Джо Стиглицем, которые также подписали вышеупомянутую петицию, за «анализ рынков с асимметричной информацией». Как и некоторые другие Нобелевские премии по экономике, эта была присуждена за серию исследований, выводы которых прямо противоречат экономической реальности.

Основная публикация Акерлофа в Quarterly Journal of Economics в 1970 году касалась рынка подержанных автомобилей. Он писал, что поскольку продавцы подержанных автомобилей знают о своих машинах больше, чем покупатели, они смогут легко продать много «лимонов» (дефектных автомобилей). Он предсказывал, что результатом будет снижение качества подержанных автомобилей и в конечном итоге полное исчезновение рынка подержанных автомобилей.

«Знаменитая» (среди коллег-математических экономистов) статья Акерлофа была полностью опровергнута реальным рынком подержанных автомобилей задолго до ее публикации. Тридцатидневные гарантийные обязательства, уже существовавшие в 1970 году, были способом индустрии подержанных автомобилей решить «проблему лимонов». С тех пор рынок гарантий значительно расширился, благодаря свободному рынку. CarMax давно ввела политику возврата в течение семи дней без вопросов. Семь дней — не говоря уже о тридцати — достаточно времени, чтобы проверить подержанный автомобиль и обнаружить любые серьезные проблемы. Благодаря конкуренции на свободном рынке рынок подержанных автомобилей значительно расширился, а не исчез, как предсказывал Акерлоф.

Сама концепция «асимметричной информации» как одного из «провалов рынка» — это извращение экономики. Причина, по которой существуют рынки и добровольный обмен, заключается в асимметричной информации. Именно то, что мы оцениваем товары и услуги иначе, чем другие, является причиной того, что обмен вообще происходит. Разность наших оценок существует из-за различий в информации, которую мы имеем, и из-за разности оценок этой информации нашими субъективными предпочтениями.

Экономисты давно понимали, что разделение труда — это то, что способствует прогрессу и процветанию цивилизации. В сегодняшнюю «информационную эпоху» возможно стоит думать об этом также как о разделении знаний. Другими словами, как об асимметричной информации,. Понимание того, что, скажем, инженер-автомобилист, работающий в General Motors, знает о машинах больше, чем средний потребитель автомобилей; что средний производитель самолетов знает больше о работе самолетов, чем средний пассажир American Airlines; что средний компьютерный инженер знает больше о компьютерах, чем средний пользователь не является чем-то выдающимся и никак не тянет на Нобелевскую премию.

Людвиг фон Мизес в «Человеческой деятельности» пояснил ошибку экономистов, которые считают симметричную информацию чем-то желательным. Если бы у всех были одинаковые знания об экономическом мире и они получали бы эту информацию одновременно, это было бы похоже на то, как если бы «каждого человека посетил ангел, сообщающий ему об изменении [рыночных] данных». Более того, сказал Мизес, даже если бы у нас была бы такая же информация о продукте, что и у всех остальных, мы все равно оцениваем эту информацию по-разному. Я могу быть прекрасно осведомлен о качестве велосипеда, например, но если я не велосипедист, я не буду ценить эту информацию так же, как тот, кто ездит на нем каждый день.

Акерлоф и другие теоретики асимметричной информации также фундаментально неправильно понимают, как работает конкуренция. Если продавец подержанных автомобилей действительно продает «лимоны», более честные конкуренты с тридцатидневной гарантией отберут у него долю рынка и в конечном итоге вытеснят его с рынка. Веб-сайты, такие как Yelp и Consumer Reports, делают это значительно проще сегодня, чем это было десятилетия назад. Хорошее имя бренда является ценным активом для любого бизнеса. Да, в бизнесе, как и в других сферах жизни, есть дураки, которые не признают этого факта, но конкуренция наказывает их за их глупость — в отличие от правительства, где самые большие дураки всегда получают самые большие награды и выгоды. «Худшие поднимаются наверх», как написал Ф.А. Хайек в книге «Дорога к рабству».

Акерлоф и другие экономисты «асимметричной информации» постоянно делают то, что в экономике называется ошибкой Нирваны — выдвигают нереалистичную утопию в качестве того, что должно быть, а затем критикуют реальные рыночные механизмы (но не правительство) как «несовершенные» и нуждающиеся в государственном регулировании, управлении, запрещении, налогообложении, субсидировании или сочетании этих мер.

Реальная проблема асимметричной информации в обществе связана с деятельностью правительства и левые лауреаты Нобелевской премии никогда этого не признают. Большинство граждан, используя выражение теории общественного выбора, рационально не осведомлены о том, чем занимаются правительства,. Это особенно верно в отношении внешней политики, обычно проводимой горсткой людей при поддержке десятков лоббистов — в стране, такой как США, с населением около 330 миллионов человек.

О деятельности правительства просто невозможно быть хорошо осведомленным. Кроме того, каждое правительство является хорошо организованной машиной пропаганды, которая засоряет умы своих граждан ложью, мифами, суевериями и нелепостями о страшных опасностях свободного общества и предполагаемой необходимости постоянно заботиться о «безопасности» государства. Рациональное невежество — факт всей политической жизни — гарантирует, что «демократическое» правительство всегда работает на благо относительно небольших групп особых интересов и никогда на благо «общественности» в целом.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев