В падении добычи нефти в Венесуэле виноват социализм, а не коррупция
В Венесуэле начинается голод, а люди просто убегают из страны. Все это происходит в государстве с крупнейшими разведанными запасами нефти на планете. Я не наблюдал за этим кризисом по телевизору, я видел вживую как социализм ввергает средний класс в бедность, а бедных заставляет голодать Мне посчастливилось покинуть Венесуэлу и переехать в Соединенные Штаты почти два года назад, но не у всех есть такой шанс. Венесуэла стала последним экспериментом социализма, который, как и все предыдущие, привел к голоду и массовой эмиграции.
Некоторые аналитики заявляют, что кризис в Венесуэле обусловлен снижением цен на нефть, и что добыча нефти рухнула не из-за социализма, а из-заплохого управления и коррупции. Однако эти аналитики не понимают, что такое широкое распространение бесхозяйственности и коррупции в рамках нефтяной отрасли и страны в целом возможны только в условиях социализма. Только экономика, в которой отсутствуют свободные цены и конкуренция, экономика с высоким уровнем контроля со стороны правительства и жестким регулированием, может привести к злоупотреблению властью и коррупции, которые в свою очередь приводят к обнищанию и гиперинфляции.
Проблема с Petróleos de Venezuela
Венесуэла национализировала нефть в 1974 году. Государство создало Petróleos de Venezuela (PDVSA), которая стала единственной государственной нефтедобывающей компанией в стране. В 1994 году Рафаэль Кальдера, тогдашний президент Венесуэлы, открыл венесуэльскую нефтяную промышленность для частных инвестиций в рамках пакета рыночных реформ. Добыча нефти в Венесуэле резко возросла и достигла максимума более чем в 3 миллиона баррелей в день в 1998 году, а инфляция замедлилась со 100 процентов до 12 процентов к 2001 году.
Однако, поскольку в 1999 году президентом стал Чавес, отношение к частным инвестициям изменилось. В 2003 году, после забастовки рабочих PDVSA, Чавес уволил всех рабочих, политически настроенных против него, включая большинство инженеров, техников и руководителей. Это уничтожило важную часть человеческого капитала нефтяной компании.
Доходов PDVSA явно не хватало для финансирования социальных программ правительства, направленных скорее на то, чтобы сделать людей зависимым, а на то, чтобы помочь им избежать бедности. Кроме того, внешнеполитические авантюры, поддержка кубинского режима и социалистических движений во всем мире тоже финансировались из нефтяных доходов. Поэтому Чавес решил конфисковать частные нефтяные компании, которые действовали в стране. Позже станет ясно, что это было стратегической ошибкой.
PDVSA не давала достаточных доходов для Чавеса, поэтому он прибегнул к выпуску долговых обязательств, печатанию денег и сокращению расходов на обслуживание. PDVSA брала миллиарды долларов в долг и прекратила надлежащее обслуживание своего оборудования и инфраструктуры, в то время как правительство установило абсолютный контроль над центральным банком и печатало деньги для финансирования социальных программ.
Начиная с 2003 года PDVSA превратилась в самую проблемную нефтяную компанию в мире. Взрывы на нефтеперерабатывающих заводах убили десятки людей, многие перерабатывающие предприятия закрылись, а безответственное хозяйствование загрязнило реки. Отсутствие технического обслуживания, утечка мозгов, задолженность и запрет частных инвестиций привели к тому, что Венесуэла уменьшила производство от более чем трех миллионов баррелей в день в конце 1990-х годов до менее 1,5 миллионов баррелей в день. По большей части этот спад произошел в течение последних трех лет, поскольку результаты ухудшения обслуживания проявились не сразу, а утечка мозгов ускорилась из-за гиперинфляции.
Добыча нефти в Венесуэле
Данные за 2018 год по состоянию на май 2018 года.
Источник: Energy
Прекратите искать причину экономического кризиса в неэффективном управлении
Сейчас самая большая угроза для нефтяных доходов правительства – это не утечка мозгов и не плохое обслуживание, а то, что в 2017 году компания оказалась в состоянии дефолта по долгам и не смогла компенсировать активы иностранным частным компаниям. Это привело к серьезным судебным искам против PDVSA, что вынудило компанию компенсировать убытки. Учитывая, что PDVSA не может оплатить долги, кредиторы стремятся конфисковать ее нефтяные танкеры в море, а нефтеперерабатывающие заводы в Карибском бассейне находятся под угрозой.
В то время, как экономический кризис в Венесуэле усугублялся падением цен на нефть в течение 2014 года, реальной причиной гиперинфляции, дефицита и более низкой добычи нефти является социалистическая политика, которую навязала диктатура. Валютный и ценовой контроль, чрезмерный бюджетный дефицит и национализация нефтяных и других компаний неизбежно привели к бесхозяйственности и коррупции, поскольку правительственные чиновники контролируют импорт, распределение продовольствия, поставки нефти и все основные аспекты экономики. В других странах, в которых существует государственная нефтедобыча (например, в Мексике) она тоже сильно коррумпирована и в ней царит бесхозяйственность, но граждане этих стран не страдают от голода, а добыча нефти поддерживается потому, что существуют частные инвестиции.
К сожалению для Венесуэлы, PDVSA будет продолжать сокращать производство, и экспорт может полностью прекратиться к следующему году. Следующее правительство Венесуэлы будет поставлено перед гигантской задачей по восстановлению производства. Вместо того, чтобы использовать устаревшую и неудачную модель государственной эксплуатации природных ресурсов, Венесуэле следует рассмотреть успешные модели добычи нефти, такие как в Соединенных Штатах, где частная собственность и фракинг ведут к росту добычи нефти. Если бы Венесуэла сняла валютный контроль и открыла свою нефтяную промышленность, либо путем предоставления частных инвестиций, либо, что еще лучше, путем приватизации PDVSA, мир, возможно, стал бы свидетелем восстановления крупнейшего нефтедобытчика.
Перевод Наталия Афончина
Редактор Владимир Золоторев