Готовимся к нестабильности платежной системы
В предыдущих заметках я предлагал способы борьбы с ростом цен (COLA) и меры продовольственной безопасности (дичь и огороды). Инфляция создает множество проблем, включая повышенный риск сбоев в платежных системах, таких как отключение банковских сетей и сетей кредитных карт. Кибератаки, отключения электроэнергии, финансовые кризисы и другие неожиданные потрясения могут замедлить работу или даже вывести из строя платежную систему.
Должники могут радоваться, что в этом случае, де-факто или де-юре наступит мораторий на платежи, но не забывайте, что если вы не сможете производить платежи, то ваш работодатель и другие ваши должники (например, фонд социального обеспечения, пенсионные или инвестиционные фонды) тоже не смогут вам заплатить. Как тогда вы будете покупать бензин или продукты?
Самый очевидный способ застраховаться от риска краха платежной системы — это хранить наличные деньги. Многие люди, пережившие Великую депрессию, запаслись бумажными деньгами до конца жизни на случай, если их банк разорится или призрак Рузвельта, президента, конфисковавшего их золото, объявит очередные банковские “каникулы”. Однако таких людей осталось немного, и многие представители нового поколения из кожи вон лезут, чтобы не носить с собой наличные. Даже такие старожилы, как я, используют бумажные банкноты только в случае крайней необходимости.
Более того, было бы довольно глупо держать много физической наличности, когда доходность облигаций I серии составляет около 9 процентов. Это, конечно, убыточное предложение, если учесть инфляцию, но это в буквальном смысле лучше, чем ничего, как в том случае, если вы просто будете хранить бумажки. Если вы думаете, что сможете просто дойти до своего банка и заполнить квитанцию на снятие денег, как в 1999 году, подумайте еще раз. Даже если некоторые банки остаются открытыми, в них хранится очень мало наличных денег. Любые функционирующие банкоматы также быстро останутся без наличности.
Учитывая нынешний уровень инфляции, лучшим подходом будет запастись непортящимися продуктами, которые вам понадобятся. С бензином это сделать непросто, но многие продукты питания можно запасти на длительный срок. Если их срок хранения будет дольше, чем время, по истечении которого они подорожают, вы сэкономите деньги.
Теперь поговорим о том, что именно происходило в последний раз, когда платежная система Америки терпела крах, то есть, о событиях, происходивших во время Великой депрессии. Различные локальные и государственные системы массово банкротились, начиная с 1930 года, и в начале марта 1933 года президент Рузвельт объявил национальные “банковские каникулы”. Чтобы остановить накопление валюты, вывоз золота и банкротство банков, новый главнокомандующий закрыл все банки страны, включая банки Федеральной резервной системы, на основании статьи 4305 “Закона о торговле с врагом” от 1917 года.
Когда закончатся чрезвычайные каникулы, никто не знал. Однако беспорядков и грабежей почти не было. Американцы сохраняли спокойствие и “справлялись”, приспосабливаясь к обстоятельствам разными способами. Некоторые муниципалитеты, например, любезно запирали нарушителей, которые не могли оплатить денежные штрафы, давая им “койку и хлеб” на день. Другие муниципалитеты, хотя это и противоречит конституции, выдавали сотрудникам налоговые расписки, которыми они затем производили местные платежи. В некоторых церквях перестали собирать пожертвования, другие принимали рукописные расписки. Даже налоговая служба принимала чеки, прекрасно зная, что она не сможет сдать их на инкассо до окончания кризиса.
Частные предприятия также реагировали в зависимости от обстоятельств. Железные дороги, например, разрешали пассажирам ехать домой без билетов. Американская компания взаимного страхования жизни Guardian Life Insurance Company of America справедливо считала, что должна быстро выплачивать страховки по всем подтвержденным заявлениям о смерти, поэтому она всегда держала в кассе больше наличных денег, чем ее конкуренты. Во время банковских каникул она использовала свои наличные деньги для денежных переводов, которые отправляла бенефициарам через American Express. Если бы система денежных переводов также прекратила свою работу, компания была готова доставить физические наличные бенефициарам из главного офиса на Манхэттене или поручить своим местным агентам сделать авансовые платежи наличными от ее имени. Вероятно, был доступен неофициальный кредит у тех немногих компаний, которые оказались с крупными, а значит, опасными суммами наличности на руках. Краткосрочные процентные ставки по понятным причинам были высокими. Предприятия, которые не хотели подвергать свои деньги риску в нестабильные времена, привлекали местные полицейские участки и частные охранные фирмы для охраны своих наличных денег.
Большинство оптовых предприятий — производители, импортеры и т.п. — продавали товары друг другу и розничным торговцам в кредит, поэтому большинство из них отреагировали на кризис простым расширением кредитных линий для существующих торговых партнеров. Аналогичным образом поступили и многие розничные торговцы. Кредитные карты появились после войны. А в 1930-е годы многие розничные торговцы использовали бухгалтерские книги, как это делали колониальные торговцы, или выпускали собственные платежные карты. Но не у всех были кредитные счета в магазинах, поэтому некоторые крупные работодатели расплачивались со своими работниками долговыми расписками, которые местные розничные торговцы принимали куда охотнее, чем обещания бедных работяг.
Мелочь была в таком дефиците, что некоторые розничные торговцы посылали к конкурентам доверенных лиц, чтобы те покупали мелочь за 20-долларовые купюры. Некоторые предприятия заявляли, что покупатели могут расплачиваться любыми купюрами, но сдачи не будет. Возможно, самым трагичным было то, что многие фарфоровые свинки встретили преждевременную смерть, что, казалось бы, оправдывает тех, кто хранил монеты в легко открывающихся стеклянных банках. Но именно потому, что средства из копилки можно было получить, только уничтожив ее, копилка выполняла функцию сдерживания и, по этой причине, в копилках хранилось больше монет, чем в стеклянных банках. Начался бартер.
К середине марта большинство банков, которые должны были снова открыться (около 4 000 закрылись навсегда), уже открылись, и платежная система вернулась к своему нормальному, хрупкому состоянию. Непосредственным результатом кризиса стало создание Федеральной корпорации по страхованию депозитов, которая со временем показала, что, в лучшем случае, она является мойкой. Кризис также привел к значительной девальвации доллара США и разрушению внутренних золотых запасов и розничной конвертируемости золота. Другими словами, сегодня американцы все еще страдают от издержек, вызванных правительственными решениями “Нового курса”.
Что получат американцы, если платежная система снова остановится? Это будет зависеть от природы кризиса, но можно предположить, что им предложат цифровую валюту центрального банка (CBDC). Большинство розничных торговцев сегодня не готовы предоставлять кредиты своим клиентам и даже не имеют возможности принимать оттиски кредитных карт. Возможно, им придет в голову идея делать снимки кредитных/дебетовых карт, но многие клиенты могут не согласиться на это из чувства опасения. Новаторы могут придумать другие умные обходные пути, но большинство компаний будут бояться делать что-либо без предварительного одобрения регулирующих органов. Биткоин на блокчейне или через Lightning Network, или платформы FinTech, такие как Venmo, могут захватить долю рынка, но не очень большую, если входы и выходы останутся заблокированными. По мере роста напряженности люди будут призывать правительство “сделать что-нибудь”, как в марте 2020 года. Я практически слышу, как Байден или Харрис бормочут рузвельтовскую речь “Вам есть чего бояться, кроме CBDC”. Зато, по крайней мере, пользователи Twitter теперь смогут открыто возражать против этого. Правда, это не имеет большого значения.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев