Паспорта были «временной мерой военного времени»
В наш век ограниченной миграции, паспортный контроль кажется вполне естественной функцией государства. Сама идея отмены паспортов представляется нам практически невероятной. Однако, в ХХ веке правительства считали полную отмену паспортов важной целью, которой были посвящены несколько международных конференций.
Первая паспортная конференция прошла в Париже в 1920-ом году под эгидой Лиги Наций (предшественника ООН). Целью Комитета по коммуникациям и транзиту было восстановление довоенного режима свободы передвижений. На самом деле, большую часть 19-го века, как сказано в отчёте Международной организации труда за 1922 год, «миграция, в целом, была, беспрепятственной и эмигрант мог самостоятельно принимать решение о времени своего отправления и прибытия за рубеж и возвращения на родину».
Серьёзные ограничения свободы передвижений появились во время Первой мировой войны.
В 1914 г. воюющие Франция, Германия и Италия, первыми сделали паспорта обязательными, и вскоре их примеру последовали и другие государства, включая нейтральные Испанию, Данию и Швейцарию.
К концу войны обязательный паспортный режим стал повсеместным. В Версальском соглашении от 1919 г. в соответствии с которым была основана Лига Наций, одним из обязательных условий для государств-членов было «охранять и поддерживать свободу коммуникаций и транзита».
Свобода передвижений была на повестке дня при составлении Версальского договора. Имперский военный музей, Лондон.
Однако, стены проще строить, чем рушить. На Парижской конференции 1920 г. признавалось, что ограничение свободы передвижений влияет на «личные отношения между жителями различных стран» и «представляет собой серьёзную преграду для возобновления нормального положения вещей и экономического оздоровления мира». Делегаты также выразили надежду на то, что в ближайшем будущем произойдет постепенный возврат к довоенному положению дел.
Чтобы поспособствовать свободе передвижений, участники условились ввести унифицированные международные паспорта, выдаваемые на одно путешествие или двухлетний период. Вот таким образом мы и пришли к формату паспортов, существующему и по сей день. Участники также условились об отмене виз на выезд и снижении стоимости въездных виз.
Чуть-чуть не считается
На последующих конференциях в нескольких резолюциях снова говорилось о том, что полная отмена паспортов является целью государств-участников, однако делегаты полагали, что еще не наступил подходящий момент для их отмены. В 1924 г. на Международной конференции по вопросам эмиграции и иммиграции, проходящей в Риме, заявлялось о необходимости «отмены паспортов настолько скоро, насколько это возможно», но параллельно уже обсуждались «меры для упрощения процедур», связанных с международными путешествиями. Эти меры включали в себя повышение числа учреждений, выдающих паспорта, что должно было помочь эмигрантам сэкономить время и деньги.
В то время паспорта и визы всё ещё рассматривались как существенная преграда для свободы передвижения. В 1926 г. в Женеве делегат от Польши Францишек Сокаль открыл заседание, напрямик попросив у сторон одобрить «отмену паспортов в качестве общего правила для государств-членов Лиги Наций». Другой делегат г-н Жюно из Международной торговой палаты: «Не могла бы Конференция как можно скорее принять резолюцию, поддерживающую полную отмену паспортов? Общество восприняло бы эту меру как шаг в правильном направлении».
Однако, к тому времени большинство государств уже приняли унифицированные паспорта и некоторые правительства даже начали считать их важным документом, призванным защищать эмигрантов. Как напомнил конференции делегат от Италии, после войны условия изменились и паспорт стал «особенно важным как документ для идентификации работников и их семей; он обеспечивает их необходимой защитой и даёт возможность получить разрешение на временное пребывание».
Другой делегат, выступая против возврата к довоенному режиму, сослался на Советский Союз: «со времён войны условия настолько поменялись, что нынче каждому приходится считаться с великим множеством вещей, которые ранее он мог игнорировать».
Дискуссии об отмене паспортов возобновились и после Второй мировой войны.
В 1947 г. первым вопросом, обсуждаемым на экспертном совещании при подготовке к Конференции ООН о паспортах и пограничных формальностях была «возможность возврата к режиму, существовавшему до 1914 г., включавшему отмену требований об обязательном наличии паспортов у путешественников».
Однако, делегаты единогласно заключили, что возврат к миру без паспортов возможен лишь при условии возврата к ситуации, существовавшей до Первой мировой войны. В 1947 г. мечта эта была достаточно отдалённой. Вместо этого для достижения упомянутой цели эксперты советовали заключать серии двух- и многосторонних договоров.
Мировые лидеры продолжали разговоры об отмене паспортов даже в 1963-м, когда на Конференции ООН по вопросам международного туризма и путешествий была признана «экономическая и социальная необходимость роста свободы международных путешествий». Снова таки, по оценкам было заключено, что «повсеместную отмену паспортов рекомендовать нежелательно».
Сегодня ни общество, ни государство не видит в паспортах существенной преграды свободе передвижений, хотя это утверждение с энтузиазмом оспорили бы жители Йемена, Афганистана или Сомали, желающие совершить путешествие.
Чтобы начать воспринимать отсутствие свободы как естественное состояние нам потребовалось меньше века.
Перевод: Анастасия Шабанова.
Редактор: Владимир Золотарев.