Процветание не вызывает сокращение населения
Многие годы считалось, что существует такой демографический закон: по мере того как страны становятся богаче, у их граждан рождается меньше детей. Считалось, что процветание неизбежно ведёт к снижению рождаемости. Это предположение легло в основу множества прогнозов о населении в масштабах планеты.
И действительно, в ряде богатых стран, таких как Южная Корея и Италия, сохраняются очень низкие показатели рождаемости. Однако всё больше исследований ставят под сомнение идею о том, что рост благосостояния всегда подавляет рождаемость.
Экономист Пенсильванского университета Хесус Фернандес-Вильяверде недавно отметил, что страны со средним уровнем дохода сейчас демонстрируют более низкие совокупные коэффициенты рождаемости, чем когда-либо наблюдалось в большинстве развитых экономик. Его последние данные показывают, что в Таиланде и Колумбии коэффициент рождаемости составляет около 1,0 ребёнка на женщину — даже ниже, чем в таких известных странах с низкой рождаемостью, как Япония, Испания и Италия.
«Я предполагаю, что к 2060 году у развитых экономик в целом может быть более высокий совокупный коэффициент рождаемости, чем у развивающихся стран», — прогнозирует Фернандес-Вильяверде.
Это меняющееся соотношение между уровнем благосостояния и рождаемостью уже заметно в Европе. В течение многих лет более богатые европейские страны, как правило, имели более низкие показатели рождаемости, чем бедные. Эта закономерность начала ослабевать примерно в 2017 году, а к 2021 году полностью изменилась на противоположную.
Это изменение вписывается в более широкий исторический контекст. До промышленной революции более состоятельные семьи, как правило, имели больше детей. Представление о том, что процветание ведёт к сокращению числа детей, — это относительно недавняя идея. Сейчас же во многих развитых странах эта тенденция ослабевает или даже разворачивается вспять. Влияние благосостояния на рождаемость вновь меняется. Богатство и размер семьи больше не тянут в противоположные стороны.
Этот сдвиг также ставит под сомнение давние представления о взаимосвязи между доходами женщин и рождаемостью. Много лет экономисты считали, что рост заработков женщин снижает их склонность заводить детей, поскольку возрастает упущенная выгода от ухода с работы. Но во многих странах это предположение больше не подтверждается.
В ряде стран с высоким уровнем доходов рост заработков женщин теперь ассоциируется с большей рождаемостью. Исследования в Италии и Нидерландах показывают, что пары, где оба партнёра хорошо зарабатывают, с большей вероятностью заводят детей, тогда как среди малоимущих пар рождаемость самая низкая. Подобные результаты были получены и в Швеции. В Норвегии женщины с высокими доходами также теперь чаще имеют больше детей.
Эта тенденция не ограничивается Европой. В Соединённых Штатах обеспеченные семьи также начинают рожать больше детей, чем бедные, что противоположно картине прошлых десятилетий. Исследование, охватывающее семь стран — включая США, Великобританию, Германию и Австралию — показало, что в каждом случае более высокий доход у мужчин и женщин увеличивает вероятность рождения ребёнка.
Этот растущий массив данных ставит под сомнение распространённое мнение о том, что процветание приводит к снижению рождаемости.
Тем не менее, уровень рождаемости снижается во многих странах мира, и сейчас во многих из них он опустился ниже уровня простого воспроизводства. Хотя эта тенденция вызывает серьёзные опасения — такие как риск старения населения, снижения инновационности и усугубления проблем с устойчивостью пенсионных систем, — обнадёживает то, что она не обусловлена самим процветанием. Богатство само по себе не ведёт автоматически к уменьшению числа детей, а теории, обвиняющие в этом потребительство или рост уровня жизни, больше не выдерживают критики.
Хотя недавние изменения во взаимосвязи между благосостоянием и рождаемостью — это позитивный сигнал, они пока недостаточны, чтобы поднять рождаемость до уровня воспроизводства населения — примерно 2,1 ребёнка на одну женщину, достичь которого крайне непросто.
Тем не менее, всё больше политиков по всему миру, обеспокоенных снижением рождаемости, могут рассмотреть ряд простых реформ, усиливающих свободу выбора и снижающих барьеры для создания семьи — таких как реформы в сфере образования, жилищной политики и ухода за детьми. Но важнее всего пересмотреть укоренившееся мнение о том, что процветание неизбежно ведёт к снижению рождаемости: богатство не всегда означает меньше детей.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев