Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Липтон Мэттьюс
Борьба с отмыванием денег: овчинка не стоит выделки

Отмывание денег — это процесс сокрытия источника средств, полученных от незаконной деятельности, для создания видимости законности. По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, ежегодные потоки отмывающихся денег составляют 2,7 процента мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Государства вкладывают средства в борьбу с отмыванием денег, чтобы лишить преступников возможности получать прибыль от незаконной деятельности. Считается, что правила борьбы с отмыванием денег облегчают чиновникам отслеживание преступных доходов и преследование преступников.

Но эффективны ли такие правила для пресечения потока незаконных операций? Правительства могут считать, что это так, но исследования говорят об обратном. Как отмечает экономист Аарон Кляйн, американские финансовые учреждения ежегодно тратят 50 миллиардов долларов на борьбу с отмыванием денег, несмотря на то, что им удается получить менее 1 процента от 2 триллионов долларов, которые генерируются финансовыми преступлениями. Финансовые корпорации также обременены требованиями, предусматривающими строгий контроль за счетами клиентов и отчетностью о повседневной деятельности, которая предполагает незаконность, например, телеграфные переводы.

Правила борьбы с отмыванием денег отвлекают банки от их основной деятельности и заставляют их следить за своими клиентами с целью выявления преступной деятельности. Например, в 2014 году HSBC сообщил финансовому миру, что ежегодно тратит от 750 до 800 миллионов долларов на борьбу с отмыванием денег. Банки выкладывают огромные суммы, чтобы предотвратить отмывание денег, и все же им с трудом удается пресечь деятельность недобросовестных лиц.

Обзор, проведенный агентством Reuters, показывает, что, несмотря на миллиардные инвестиции в отрасль, более 95 процентов генерируемых системой предупреждений отклоняются как “ложные срабатывания” на первом этапе проверки, а 98 процентов предупреждений никогда не приводят к сообщению о подозрительной деятельности. Таким образом, меры по борьбе с отмыванием денег не способны удержать террористов, картели и государства-изгои от преступных предприятий. Сторонники законов о борьбе с отмыванием денег утверждают, что банкам требуется более сложная технология для выявления преступной деятельности, однако они упускают суть.

Модернизация технологии для отслеживания преступной деятельности дорога и ее пытаются сделать обязанностью банков. Факты, собранные Ланье Саперштейном и его коллегами, свидетельствуют о том, что законы по борьбе с отмыванием денег несовершенны в плане борьбы с отмыванием денег и налагают издержки на потребителей, причем и в бедных странах. Из-за политического давления крупные банки Америки и Великобритании отказались от электронных переводов в Сомали, чтобы предотвратить финансирование террористических групп.

Но, как показывают Саперштейн и соавторы, такая политика привела к неприятностям:

Многие семьи в Сомали зависят от родственников, работающих за границей, которые пересылают деньги домой, чтобы заплатить за еду и лекарства. Сомалийцы, живущие в США, теперь нанимают сторонних агентов, чтобы те физически перевозили деньги в чемоданах на рейсах в Сомали. Таким образом, деньги, по-прежнему поступающие в Сомали, стали нерегулируемыми, неотслеживаемыми и более дорогими для сомалийцев, живущих “из рук в руки”… кроме того, они более рискованны с точки зрения отмывания денег, чем если бы банки продолжали предоставлять услуги электронных переводов.

Опасения, связанные с управлением деньгами, связанными с незаконным оборотом наркотиков, даже заставили американские банки закрыть отделения вдоль мексиканской границы. Одержимость проблемой отмывания денег заставляет банки более чутко следить за соблюдением нормативных требований и менее охотно идти навстречу клиентам. Одно из исследований показывает, что высокие затраты на соблюдение нормативных требований вынуждают банки ограничивать услуги и повышать плату за них, что снижает благосостояние потребителей.

Помимо ограничения услуг, доступных потребителям, правила борьбы с отмыванием денег затрудняют ведение бизнеса. Исследования, проведенные Всемирным банком, показывают, что правила борьбы с отмыванием денег требуют от малоимущих клиентов предъявления документов, которых у них зачастую нет. Например, от самозанятых людей могут потребовать подтверждения дохода, а это обременительно для тех, чьи услуги не оформлены официально.

Еще более тревожным является то, что клиентов обременяют обязанностью объяснять источник средств, когда происхождение указано на счетах клиентов. Банковские служащие заметят, что клиент получил от организации 2000 долларов, и все равно попросят его указать источник финансирования, а в худшем случае ему могут запретить доступ к этим средствам. У автора этих строк был подобный опыт. Юристы и бухгалтеры также теряют драгоценное время, поскольку правила борьбы с отмыванием денег вынуждают их посещать дорогостоящие учебные семинары, чтобы соответствовать нормативным требованиям.

Лишь немногие люди занимаются незаконной деятельностью, такой как терроризм и мошенничество, однако издержки, связанные с правилами борьбы с отмыванием денег, распространяются на всю экономику. Только в Америке соблюдение правил борьбы с отмыванием денег обходится экономике в 8 миллиардов долларов в год.

Лучшей альтернативой для борьбы с мошенничеством и другой незаконной деятельностью было бы внедрение компаниями инновационных технологий за свой счет, в то время как государство должно сосредоточиться на судебном преследовании. Правда в том, что люди всегда будут участвовать в недобросовестной деятельности, и хотя такую деятельность можно свести к минимуму, полностью искоренить ее невозможно. Короче говоря, если стремиться к этому, жестоко следуя навязчивым правилам борьбы с отмыванием денег, то это только ухудшит положение предприятий и потребителей.

Оригинал

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев