Малкольм МакЛин: неизвестный герой-капиталист, изменивший мир
Спросите среднего человека, что, по его мнению, является самым важным в экономическом отношении новшеством двадцатого века, и он, скорее всего, укажет на интернет. Интернет, конечно, посрамил Пола Кругмана с его прогнозом о том, что он окажет на экономику не большее влияние, чем факсимильный аппарат, но даже эта преобразующая технология заслуживает лишь второго места по сравнению с чем-то гораздо более банальным: интермодальным транспортным контейнером.
Транспортный контейнер является детищем Малкольма МакЛина. История МакЛина — это история пути из нищеты к богатству. МакЛин начал свой путь в транспортный бизнес, имея лишь среднее образование. Работая продавцом на заправке, он скопил 120 долларов, и когда ему стукнуло двадцать один, купил подержанный грузовик. В 1944 году он основал свою первую компанию, McLean Trucking. В условиях бурного роста послевоенной экономики Маклин смог расширить свой бизнес, приспосабливаясь к все большей интеграции мировой экономики.
Бизнес МакЛина в основном включал в себя перевозку грузов в порты и из портов для отправки за рубеж. Узким местом в транспортировке, которое беспокоило МакЛина и которое препятствовало внешнему обмену со времен древнего мира был тот факт, что каждый груз нужно было отдельно выгружать из грузовика и перегружать на корабли, что значительно увеличивало общую стоимость торговли на дальние расстояния.
Сначала у МакЛина была идея просто отправить по морю сам грузовик, но это привело к тому, что узким местом в грузоперевозках стало неэффективное использование пространства. Следующая идея МакЛина заключалась в том, чтобы загружать только контейнер грузовика.
К сожалению, на его пути встала Межгосударственная торговая комиссия. МакЛин владел бизнесом по грузоперевозкам, а федеральные правила не позволяли кому-либо владеть и грузоперевозками, и транспортной компанией. В 1955 году МакЛин продал свою компанию по грузоперевозкам, которая к тому времени выросла до 1 770 грузовиков, за 25 миллионов долларов.
На капитал, полученный от продажи компании, он взял кредит на 22 миллиона долларов и приобрел пару танкеров времен Второй мировой войны для перевозки запатентованных им контейнеров, которые он сконструировал таким образом, чтобы они ставились друг на друга для транспортировки за границу. Контейнеры можно было легко перегружать на восемнадцатиколесные автомобили или железнодорожные вагоны. К 1960-м годам новое предприятие МакЛина стало приносить прибыль, а стоимость перевозок быстро снижалась. В 1969 году он продал свою компанию за 530 миллионов долларов, которые он реинвестировал в дальнейшие предприятия по совершенствованию контейнеризации. К концу 1970-х годов он владел флотом из четырех тысяч четырехсот контейнеровозов.
МакЛин также понимал, что его бизнес не зависит от монопольной защиты его конструкции, поэтому он передал патент на свой контейнер Международной организации по стандартизации. Он понимал, что ревностная защита его патента только замедлит внедрение его технологии автотранспортными, железнодорожными и судоходными компаниями, и ему нечего бояться конкуренции.
Эффект от инноваций МакЛина трудно передать простыми цифрами, поскольку благодаря им целые экономики, такие как Сингапур и Гонконг, перешли из доиндустриальной эпохи в современную, казалось бы, за одну ночь (в сочетании, конечно, с самыми свободными рынками в мире, поскольку даже самая преобразующая технология не может преодолеть барьеры, установленные контролирующим государством).
МакЛин получил признание в деловом сообществе, заняв место в Зале славы бизнеса Forbes в 1982 году. Но он остается в основном малоизвестной фигурой, несмотря на то, что был, возможно, самой важной персоной, стоящей за взрывным ростом мирового богатства во второй половине двадцатого века. Благодаря, казалось бы, простой идее МакЛина, издержки загрузки судна снизилась с почти 6 долларов за тонну в 1956 году до всего 16 центов к 2006 году (с учетом инфляции это означает снижение с почти 60 долларов примерно до 25 центов)!
МакЛин — неизвестный герой контейнеризации, революционного экономического изменения, которое, как сказал Марк Левинсон в подзаголовке своей книги “Коробка”, “сделало мир меньше, а мировую экономику больше”.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев