Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Хоаким Бук
Газлайтинг европейцев: как политики и журналисты врут об энергетике

“Мы живем в такое время, когда мало кто понимает, как производятся вещи. Не знать, откуда берутся вещи — это нормально, но ненормально не знать, откуда берутся вещи, и при этом диктовать остальным, как должна управляться экономика.”Doomberg

Источником восьмидесяти пяти процентов потребляемой человеком энергии является сжигание чего-либо. Обычно мы сжигаем растения, выросшие в геологически недавнем прошлом, либо остатки растений (и животных) древнейших времен. Солнце, ветер, гидроэнергия, геотермальная энергия и т.д. — все то, о чем мечтают климатически сознательные граждане, активисты и политики — это лишь орнамент по краям этой картины.

Человеческая цивилизация приводится в движение сжиганием топлива; люди — это цивилизация, сжигающая ископаемое топливо. Вы можете убрать из этой формулы цивилизацию, что, похоже, является конечной целью для некоторых защитников окружающей среды, но вы не можете убрать из нее ископаемое топливо.

Если бы мы слушали только проповеди наших энергетических повелителей, у нас сложилось бы совсем другое представление о мире. Ветряные турбины приводят в движение электрифицированные автомобили на наших дорогах, солнечные батареи и аккумуляторы огромной емкости освещают и обогревают наши дома. Устройства, работающие на грязной нефти и угле уходят, а на смену им приходят зеленые, чистые и умные машины.

Ничто не может быть дальше от истины. Возобновляемые источники не питают энергией наши сообщества и не собираются делать этого в ближайшее время, и этот факт не является результатом выбора политики или результатом деятельности “жадного капитализма”, препятствующего этому утопическому (антиутопическому) видению.

Однако, давайте сначала разберемся с терминами: Энергия — это не то же самое, что электричество. Электричество — это вторичный источник энергии, получаемый из первичных источников энергии в процессе преобразования — сжигания топлива или вращения турбин. Приведенная выше цифра 85% относится к потреблению энергии. Цифры в прессе о массовом росте и расширении использования возобновляемых источников энергии относятся к электроэнергии, которая является лишь частью всего мирового энергопотребления (около 20 процентов). Нефть, уголь и газ, используемые для транспорта, отопления, удобрений и строительства, занимают куда больше места в жизни людей, чем символические солнечные панели, за установку которых на крыше дома заплатило правительство.

Солнечные панели и ветряные турбины производят незначительную часть электроэнергии, но никак не помогают решить более широкие энергетические потребности. В отличие от них, ископаемое топливо является энергоемким, надежным, востребованным источником энергии или электричества, и мы весьма преуспели в его хранении и транспортировке.

“Зеленая революция”, по словам теоретика энергетики Вацлава Смила, всегда была иллюзией:

Мы — цивилизация, работающая на ископаемом топливе, чьи технические и научные достижения, качество жизни и процветание зависят от сжигания огромного количества ископаемого углерода, и мы не можем просто отказаться от этого важнейшего фактора в течение нескольких десятилетий, не говоря уже о годах.

Интеллектуалы и “говорящие головы” Запада не могут принять этот факт. Более того, столкнувшись с противником, богатым сырьем и ископаемым топливом, они еще сильнее погрузились в свои иллюзии. В уютном кабинете, который отапливается и кондиционируется электричеством, полученным за счет сжигания природного газа, удивительно легко говорить такие вещи: “Новая реальность требует, чтобы мы еще быстрее прошли путь к электричеству на 100% возобновляемой энергии и водороде, заполняющем пробелы” (Андреас Клут, Bloomberg).

Джон Кэссиди в New Yorker недавно сказал нам, что мы должны “предотвратить попытки будущих Путиных держать мир на энергетическом крючке — по крайней мере, это один из важных результатов трагедии, которая произошла в Украине”.

В своей речи в марте, в разгар российского вторжения, Изабель Шнабель из Исполнительного совета Европейского центрального банка выступила в поддержку возобновляемых источников энергии:

Каждая установленная солнечная панель, каждая построенная гидроэлектростанция и каждая ветряная турбина, добавленная в сеть, делают нас на шаг ближе к энергетической независимости и более зеленой экономике…..

Наша зависимость от ископаемых источников энергии не только считается угрозой для нашей планеты, но и все чаще рассматривается как угроза национальной безопасности и нашим ценностям свободы и демократии.

По счастливому совпадению, Шнабель контролирует не что иное, как печатный станок Еврозоны. Она несколько опередила своего коллегу-немца, потерявшего связь с реальностью министра финансов Кристиана Линднера, который учит нас, что возобновляемая электроэнергия — это “энергия свободы”.

По видимому, он не знает, что для производства возобновляемой электроэнергии в Германии требуется российское сырье, российский газ, российская нефть и российские товары: сталь и цемент для строительства сложных ветряных башен производятся с помощью угля.

Одна ветряная турбина использует тысячи килограммов никеля для валов и шестеренок, а также некоторые редкоземельные минералы из довольно нечистых источников. Гигантские конструкции, высотой в сотни метров и слишком громоздкие для простой транспортировки, возводятся и перемещаются машинами, которые поглощают дизельное топливо тоннами.

Ископаемое топливо — это пища для машин, как любит говорить Алекс Эпштейн, и ничто не потребляет бензин так, как машины, необходимые для существования ветряной энергетики. Когда возобновляемые источники в большом количестве добавляются в электросеть, цена электроэнергии растет, а не падает, потому что их зависимость от погоды требует поддержки со стороны тепловых электростанций, работающих на угле или природном газе. Чем больше возобновляемых источников, тем больше природного газа требуется.

Ископаемое топливо — это не опция

Вывод из большинства политических и медийных месседжей в климатической повестке один: сжигание ископаемого топлива для получения энергии — это выбор, это плохой выбор, и мы должны сделать другой выбор. Моральные аргументы против России — лишь вишенка на торте.

“Вы бы предпочли полагаться на Россию г-на Путина?” спрашивает журнал The Economist в недавней статье, посвященной энергетической безопасности. Авторы The Economist настаивают: “По мере того, как мир отвыкает от грязного топлива, он должен переходить на более чистые источники энергии”.

Когда мы слушаем политиков из Брюсселя или Берлина, или интеллектуалов из аналитических центров, политических партий или влиятельных СМИ, у нас создается впечатление, что перестать “полагаться на Россию господина Путина” очень легко, это так же просто, как выбрать другой вкус мороженого.

Для того чтобы доказать, что “революции с использованием возобновляемых источников энергии невозможны”, давайте воспользуемся примером Германии. Вот ее энергопотребление за последние полвека:

Дайте мне знать, сможете ли вы заметить революционный Energiewende Германии в начале 2010-х годов. С помощью микроскопа я могу обнаружить немного ветра, вытесняющего ядерную энергетику, в то время как газ продолжает расти, а уголь продолжает свое пятидесятипятилетнее падение. В какую сказку нужно верить, чтобы думать, что фиолетовая и желтая доли — почти невидимые на вершине — могут каким-то образом вытеснить остальные, желательно до следующей зимы?

Немецкий аналитический центр Agora Energiewende считает, что это вполне возможно. Его прогнозы предполагают не только строительство и установку большего количества ветряных электростанций, чем когда-либо прежде, но и увеличение темпов строительства примерно на одну треть каждый год в течение нескольких лет подряд. Назвать эти планы “оптимистичными” как-то не получается:

Международное энергетическое агентство (МЭА), укомплектованное такими же борцами с реальностью, создало этот замечательный график, на котором запланировано производство энергии в будущем с нулевыми выбросами (NZE):

При больших затратах и неудобствах мир действительно может увеличить использование солнечной и ветровой энергии, но помните: они дестабилизируют сети и составляют исчезающе малую часть мировых потребностей в энергии. Чтобы заменить то, что нам нужно, и обеспечить рост для миллиардов людей во всем мире, которые выживают на минимальном энергопотреблении, по мнению МЭА, мы должны наращивать мощности солнечной и ветровой энергии головокружительными темпами, никогда ранее не достигавшимися, причем гораздо быстрее, чем по их собственным прогнозам.

Как пишет Алекс Эпштейн в предисловии к своей будущей книге “Ископаемое будущее”: реализация политики нулевых выбросов “несомненно, станет самым значительным актом массового убийства со времен убийства ста миллионов человек коммунистическими режимами в двадцатом веке — и, вероятно, жертв будет намного больше”.

Если вы, как многие политики, активисты и заблуждающиеся журналисты считаете, что это просто политическое решение, то вы жестоко ошибаетесь. Невозможность использования возобновляемых источников энергии — это физическая и техническая, а не экономическая, финансовая, моральная или политическая проблема.

Газлайтинг европейцев

Сайт VeryWellMind, посвященный психическому здоровью, определяет газлайтинг, как “форму манипуляции, которая часто встречается в абьюзивных отношениях. Это скрытый тип эмоционального насилия, когда обидчик вводит жертву в заблуждение, создавая ложный нарратив и заставляя ее сомневаться в своих суждениях и в своем понимании реальности. В конечном итоге жертва газлайтинга начинает испытывать сомнения в своем восприятии мира и даже задаваться вопросом, не теряет ли она рассудок”.

Рассмотрим пример газлайтинга в исполнении политиков, активистов и экспертов:

Весь 2010 год и далее политики поносили ядерную энергетику; своими словами и действиями (жесткими нормами) они препятствовали строительству новых и способствовали закрытию старых мощностей.

Европейское экологическое регулирование и климатические активисты остановили столько добычи нефти и газа, сколько смогли. Большинство стран запретили или иным образом ограничили “фрекинг” — метод добычи природного газа, который превратил Америку в экспортера энергоносителей.

В последнее десятилетие борцы за климат внутри и вне правительств вбухивали огромные суммы денег в “зеленые” источники энергии — все, от ветра и солнца до экспериментальных форм использования энергии приливов и отливов.

“Зеленая” электроэнергия, из-за непредсказуемости нагрузки, которая делает ее непригодной для современной цивилизации, требует расширения использования природного газа, потому что ее грязный секрет заключается в том, что она нуждаются в быстро доступной резервной энергии, для которой газ является оптимальным выбором.

Поскольку все “углеродное” считается плохим, политики, журналисты и Грета Тунберг сделали все возможное, чтобы убедить как можно больше людей установить солнечные батареи на крышах домов и пересесть на электромобили. Это нагружает и без того хрупкую энергосистему, увеличивая спрос и добавляя еще одно уязвимое предложение: важно понимать, что для этого требуется гораздо больше никеля, палладия и серебра, а Россия является одним из крупнейших в мире поставщиков этих ключевых товаров.

Можно было бы предположить, что на фоне войны в Украине, жестких западных санкций в отношении России и взлетевших до небес цен на энергоносители “зеленые” политики и активисты, командующие нашей жизнью, попытаются оправдаться. Теперь, когда российское вторжение заставило тех же самых политиков разорвать коммерческие связи с презренным диктатором, а цены на энергоносители и доступ к ним внезапно вышли на передний план, мы ожидаем от них немного смирения. Им следовало бы извиниться:

Друзья-европейцы, вопреки физике, здравому смыслу и ценам на рынке, мы подтолкнули вас к худшим формам производства электроэнергии и поставили под угрозу нашу энергетическую безопасность. Вместо того чтобы делать то, что нужно, мы все больше и больше полагались на сырье, экспортируемое из таких стран, как Россия. Мы просим прощения за то, что сделали европейцев более зависимыми от Путина.

Вместо извинений мы получили газлайтинг в поразительных масштабах.

“Отвыкание” — это глупость

Мир не “отвыкает” от ископаемого топлива — он не может, да и не должен. Что еще более важно, “более чистая энергия” — это не опция в меню покупок, которую можно выбрать, как потребители могут выбрать Doritos вместо Pringles или новую зубную пасту.

Все большему числу людей становится ясно, что отказ от ископаемого топлива “по экологическим соображениям” — это не выбор. Общество из 8 миллиардов людей, более развитое, чем то, в котором передвигаются на лошадях и колясках, не может обойтись без силы ископаемого топлива.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев