Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Макс Бордерс
Узаконенная мафия и моральные асимметрии

"Государство возникло как защитный рэкет".

    Джеймс К. Скотт, "Против течения"

Могущественная мафия захватывает небольшую страну. Она заявляет всем жителям страны, что теперь жители должны платить процент от прибыли мафиозным головорезам. Если они заплатят, то бандюки будут защищать их от других банд. Если они не будут этого делать, бандюки заставят их.

Часть этого “соглашения” означает, что люди должны подчиняться правилам мафии, даже если некоторые из этих правил кажутся им произвольными.

Однажды мафия предоставляет всем жителям этой страны право голосовать за лидеров мафии и даже позволяет людям участвовать в выборах, чтобы стать боссом. Новоизбранные боссы устанавливают правила и получают право угрожать от имени мафии.

Через некоторое время люди начинают называть эту мафию правительством.

Эта небольшая аллегория заставляет задуматься над рядом вопросов: являются ли мафии и правительства просто рэкетом? Оправдывает ли введение голосования и выборов власть мафии? И какая часть этого оправдания связана с моралью?

Моральное ядро

Возможно, вы заметили, что теперь мало кто говорит о морали.

Когда-то я избегал таких дискуссий, опасаясь быть приписанным к церковным кругам. Некоторые путают свои сектантские или личные морализмы с тем, что можно назвать моральным ядром — то есть набором нескольких основных добродетелей, которые, когда они практикуются, способствуют социальной гармонии и материальному благосостоянию.

Обратите внимание на акцент на практику.

Хотя большинство ценностей в моральном ядре практически универсальны, то есть присутствуют почти в каждой культуре, я иногда предпочитаю восточные, а не западные концепции. Восточные подходы к морали предполагают сознательную, ежедневную практику — включая эмоциональный контроль — в то время как западные подходы все чаще предполагают выхватывание абстракций из воздуха.

Большая тройка морали

Нравственность, особенно в Америке, стала анемичной. Поэтому нам нужно снова говорить о ней.

Рассмотрим “большую тройку” морального ядра:

  • Не навреди.
  • Не кради.
  • Не лги.

Большая тройка почти универсальна. Например, в ведантистских традициях есть ахимса, астея и сатья.

Ахимса подчеркивает ненасилие в мыслях, словах и действиях. Чтобы практиковать ахимсу, замените негативные мысли позитивными и подходите к повседневным взаимодействиям с добротой, избегая агрессии.

Астея, или неворовство, способствует удовлетворению и счастью — особенно от того, что у человека есть. Идея заключается в том, чтобы приобретать вещи честным путем, а в повседневной практике концентрироваться на своих ощущениях в данный момент, а не на жажде чужого имущества или достижений.

Сатья, или правдивость, необходима для духовного роста и самореализации. Будьте честны с собой и другими, действуйте честно и адаптируйте свою практику к своему текущему физическому и психическому состоянию, чтобы избежать принятия или распространения неправды. Как я уже говорил, концептуально эти принципы не отличаются от “большой тройки” Запада. Но существуют тонкие различия в том, как эти фундаментальные нормы преподаются и применяются на практике.

Большая часть деликтного и уголовного права построена на “большой тройке”, но, как мы увидим, это право предназначено только для плебеев. Тем не менее, если ты причинишь кому-то вред, плебей, тебя, скорее всего, посадят в тюрьму. Если украдешь? То же самое. Определенные виды лжи, например, мошенничество, тоже могут привести вас за решетку. И так и должно быть.

Однако для элиты, особенно для политической элиты, политика создает глубокую моральную асимметрию. Эта асимметрия разъедает общество, как едкая кислота.

Большая тройка политики

Давайте сформулируем этот вопрос более резко. У политики есть своя “большая тройка”:

  • Вреди.
  • Воруй.
  • Обманывай.

Политика — это антимораль.

И мафия и политические деятели руководствуются этими принципами в своей деятельности. Однако большинство людей не хотят признавать эту реальность. Многих устраивает оправдание несправедливой власти из-за отсутствия воображения и невозможности представить себе, что все могло бы быть иначе.

Апологетика политики почти всегда включает в себя оправдания, которые на цыпочках обходят трудную истину, что столпами политической практики являются himsa, steya и anṛtam, то есть насилие, воровство и неправда. Лучше поверьте, что в политике эти пороки являются активной, ежедневной практикой. Лишь немногие люди выражают свои мысли в таких резких терминах, потому что власть всегда должны прикрываться казуистикой. Желания порождают ложь.

Раньше церкви помогали оправдывать государственную власть. Сегодня государство само по себе церковь.

Такая оценка политики и сопутствующих ей мафий многим покажется суровой. Большинство из нас выросло на постоянной диете из государственных уроков обществоведения, пустого патриотизма и апатии. Но сейчас, когда цивилизация стоит на краю пропасти, суровые оценки необходимы.

Тебе просто нужно больше нюансов, скажут ваши собеседники. Нюанс — это одно из тех слов, которые считаются магическими, в данном случае — способным отменить противоречия. Но если вы будете настаиваеть, все обязательно сведется к насилию (himsa), краже (steya) и неправде (anṛtam). Анти-моральные махинации заслоняет софистика, но эта софистика оказалась настолько успешной, что большинство людей верит в нее.

Но не верьте мне на слово. Вот несколько недавних примеров:

Это лишь малая толика, составляющая часть огромной системы власти, которая держится на антиморали.

Законное не является моральным

Итак, политика — это система узаконенного насилия, воровства и неправды. Но не позволяйте термину “узаконенная” обмануть вас, поскольку он означает просто законная (хотя и не для вас). Законное не значит правильное. Законное не означает справедливое. Законное не означает моральное. Могущественные избегают наказания за свои злодеяния, потому что мы слишком долго смешивали эти области. И это смешение затрагивает все до самых глубин.

Возникает вопрос, соизмеримы ли вообще мораль и политика. В конце концов, как однажды написал аболиционист Лисандер Спунер:

Если деньги любого человека могут быть отобраны так называемым правительством без его личного согласия, то вместе с ними отбираются и все остальные его права; ибо с его деньгами правительство может и будет нанимать солдат, чтобы стоять над ним, заставлять его подчиняться своей произвольной воле и убивать его, если он будет сопротивляться.

Угрозы — единственное оправдание политической власти, которое когда-либо имело смысл.

Если у кого-то есть моральное оправдание, пусть он выступит и даст его. Вы должны доказать, что ваша мораль более фундаментальна, чем “большая тройка” морали. А до тех пор те, у кого есть совесть, должны придумать, как найти оставшиеся очаги морали и свободы и работать над свержением власти.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев