Якобинские корни национализма
Исследование, подробный анализ и доказательство левого характера национализма, его основных аспектов, истории и влияния на мировую историю — это интересная задача. Данная статья посвящена происхождению национализма и движению, которое его создало. Основная цель — показать, что не существует «левого национализма», поскольку весь национализм по своей природе является левым.
Происхождение национализма
В современном политическом контексте многие связывают расовый или этнический национализм с «правым крылом» в противоположность космополитизму, интернационализму и универсализму «левого крыла». Однако это глубоко ошибочное представление, поскольку расовый и этнический национализм можно считать «правым крылом» только в рамках «левого» спектра — так же, как неолибералов и неоконсерваторов часто считают «левым крылом» правой политики.
Почему это так?
Национализм во всех его проявлениях (за исключением некоторых «прото-» или псевдонационалистических форм) — это продукт левой Французской революции. (Вопрос почему сама Революция считается «левой», едва ли требует обсуждения.) Более конкретно, национализм был порождён якобинцами («республиканскими революционерами»), а не реформаторами-конституционалистами, которые были сторонниками конституционной монархии и хотели сохранить монархию, ограниченную представительными органами в стиле британской модели.
Конституционные монархисты, уже по факту того, что они поддерживали Бурбонов, не могли быть националистами. Бурбонская монархия была международным, и как минимум паневропейским институтом.
Доказательства
Мария-Антуанетта, королева Франции, родилась в Вене. Её родители — Франц Стефан (Франц I) и Мария Терезия — были иностранными правителями. Они также имели титулы императора и императрицы Священной Римской империи, а также герцога и герцогини множества других иностранных земель.
Мария-Антуанетта происходила из Габсбурго-Лотарингского дома: её мать была из дома Габсбургов, а отец — из Лотарингского дома. Габсбурги — немецкая династия, правившая многими территориями, включая Австрию, Испанию и Священную Римскую империю. Габсбурги также воевали с Францией.
Тридцатилетняя война началась как религиозное противостояние между католиками и протестантами, но вскоре переросла в войну между Бурбонами и Габсбургами — двумя католическими династиями. Отношения между Габсбургами и Бурбонами были далеки от дружеских, однако эти два дома организовали брак между Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой, что является ярким примером паневропейской и антинационалистической природы монархий и европейской династической политики.
Какой националист поддержал бы королеву, родившуюся в семье иностранных правителей, да ещё и из династии, которая вела войну против их страны?
Август III, король Польши, великий князь Литовский и курфюрст Саксонии (курфюрсты были дворянами с правом голосования при выборе императора Священной Римской империи), был дедом Людовика XVI по материнской линии. Дочь Августа, Мария Жозефа Саксонская, стала матерью французского короля.
Ни один националист не поддержал бы Бурбонскую монархию. Националистами были якобинцы.
Как якобинцы создали национализм
Здесь мы рассмотрим, как была сформирована первоначальная теория национализма и что именно подразумевается под этим понятием. Кроме того, мы увидим, как политика якобинцев стала искрой, породившей эту идеологию.
Основные принципы национализма якобинцев
1. Миф органического общества:
Первая основа национализма — это вера в органическое единство общества, в то, что «народ» или определённая группа людей представляет собой естественно взаимосвязанное целое. Критерии принадлежности к этому коллективу могут быть этническими, лингвистическими, религиозными, территориальными, культурными или гражданскими.
В случае якобинцев их национализм был в первую очередь лингвистическим и территориальным. Именно поэтому они стремились стандартизировать французский язык, сделав парижский диалект нормой для всей Франции. Якобинцы также разработали концепцию «естественных границ», утверждая, что такие территории, как Рейн и Альпы, по праву принадлежат Франции и её народу.
2. Нация как коллективная собственность:
Территория в «естественных границах» принадлежала не французскому монарху, а французскому «народу». Это важный момент: территория считалась не владением короля, а родиной определённого народа, который имел на неё коллективное «метафизическое» право. Эта концепция принадлежности земли не монарху, а «народу» является прямым продуктом якобинской идеологии.
3. Отождествление государства с «народом»:
Третьим важным аспектом является уравнивание государства с «народом», что стало основой для тоталитарных режимов. Эта идея также возникла благодаря якобинцам.
Во время войны Первой коалиции (1792–1797), когда Священная Римская империя во главе с Францем II, братом Марии-Антуанетты, пыталась свергнуть революционное правительство, якобинцы использовали эту ситуацию для формирования новой политической риторики. Они утверждали, что вторжение было направлено не против французского правительства, а против французского «народа».
Так была создана идея «народ против народа», а не «государство против государства». Это стало основой для массовой мобилизации, принудительного набора в армию и нападений на гражданское население в военных конфликтах. В таких «национальных» войнах нужно было побеждать не только вражеские армии, но и саму «нацию» противника.
Заключение
Патриотизм — это любовь к своей родине и своему народу, но это не национализм. Национализм — это метафизическая теория органического коллектива. Идея метафизической коллективной собственности определённого «народа» на территорию, наряду с концепцией «естественных границ», вызвала множество войн с 1789 года. Идея войны между народами, а не только между армиями, столь же разрушительна, как и идея «классовой борьбы». Ложное отождествление верности своей родине и своему народу с преданностью государству служит удобным оправданием для диктаторских режимов.
Национализм, как и марксизм, — разрушительная идеология, которая стремится мобилизовать массы в интересах государства. Его романтизм, коллективизм, ориентация на массовое участие в государственных кампаниях (например, в войнах), стремление к единообразию внутри коллектива и метафизической идентичности неизбежно приводит к выводу, что национализм — это левая идеология, рожденная якобинизмом.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев