Является ли ВЭФ штабом сил зла?
Рональд Рейган красочно описал Советский Союз как “средоточие зла в современном мире”. Сегодня, похоже, у нас появился новый кандидат на роль штаб-квартиры всеобщего зла: Всемирный экономический форум во главе с Клаусом Швабом.
ВЭФ не имеет границ, включает все национальности, охватывает правительства, неправительственные организации и крупный бизнес, не имеет армии, ядерного арсенала, флага или гимна, но претендует на решение всех мировых проблем. Проблемы решаются на ежегодной конференции организации, пока делегаты распивают шампанское и едят икру. ВЭФ спонсирует программу подготовки руководящих кадров, в которой участвуют такие культисты, как Эммануэль Макрон, Джасинда Ардерн и Джастин Трюдо. Является ли Клаус Шваб взаправдашним бондовским злодеем, стремящимся захватить (или обезлюдить) мир?
Конечно, немецкий акцент и логово в швейцарских горах делают профессора Шваба весьма похожим на бондовского злодея. И, конечно, он явно претендует на то, что управляет миром. На самом же деле, он просто притворяется, причем делает это еще с 1970-х годов, когда он начал проводить свои ежегодные конференции, надеясь, что его заметят. На то, чтобы его заметили, ушли десятилетия. Многие из выпускников программы “Молодые лидеры” ВЭФ, которые сегодня находятся у власти по всему миру, пришли в его “классы” только через 30 лет после начала работы ВЭФ. На протяжении десятилетий Клаус жил следуя поговорке “притворяйся, пока не добьешься успеха”. Получилось ли у него наконец?
Название книги Клауса “Великая перезагрузка”, написанной в 2020 году в соавторстве с Тьерри Маллере, было достаточно броским, чтобы в 2020-21 годах быть взятым на вооружение множеством политических лидеров, которые желали по множеству локальных политических причин донести до общественности, что пандемия открыла некую грандиозную возможность реинициализации в глобальной политике.
Однако мало кто из этих лидеров читал книгу, потому что если бы они ее читали, то были бы поражены некоторыми вещами, которые в ней содержатся. Например: “Прежде всего, постпандемическая эра станет началом периода массового перераспределения богатства от богатых к бедным и от капитала к труду”.
Такую точку зрения обычно не высказывают сверх-богатые бароны, управляющие глобальными корпорациями или правительствами, на которые они влияют, по той очевидной причине, что она представляет собой прямое покушение на их заначки. Конечно, они могут публично выражать пожелания об уменьшении неравенства — а кто бы их не выражал? — Но многие из них не согласятся на “массовое перераспределение богатства” в стиле Робин Гуда в пользу трудящихся, а не таких капиталистов, как они сами.
На самом деле, за последние два года произошло прямо противоположное: в мире стало больше миллиардеров и больше бедных людей. “Вы не будете ничем владеть и будете счастливы”, — еще один часто цитируемый швабизм, также описывает противоположное тому, что произошло на самом деле, и что могло бы быть описано как “богатые получили еще больше, а бедные ничем не владеют и несчастны”.
В этом году встреча ВЭФ в Давосе (Швейцария), проходившая с 22 по 26 мая, вызвала обычное излияние ненависти в Твиттере и на других платформах. Сплетни утверждают, что ВЭФ тайно замышляет захватить мир посредством секретного сотрудничества между правительством и крупным бизнесом, как будто богатым и влиятельным людям для этого нужен такой инструмент, как ВЭФ. Тем, кто пострадал от ковидной политики, приятно думать, что они нашли змею, ответственную за этот беспорядок.
ВЭФ, утверждают они, является координационной платформой для всех тайных сделок, которые делают богатых еще богаче, а укоренившихся глав правительств еще могущественнее, в то время как национальный и местный суверенитет тайно отнимается, оставляя простого человека медленно гнить, без ресурсов и прав.
Эти обвинения в адрес ВЭФ сопровождаются искажениями и откровенной фальсификацией. Недавно в социальных сетях были распространены фотографии сотен частных самолетов, выстроившихся на аэродроме, которые якобы принадлежат участникам Давоса 2022, которые (к стыду своему!) пренебрегают своими собственными притязаниями на сокращение выбросов углекислого газа. По данным Reuters, одна из двух широко распространенных фотографий была сделана несколько лет назад в аэропорту Лас-Вегаса во время боксерского поединка между Флойдом Мейвезером-младшим и Мэнни Пакьяо, а другая — в январе 2016 года на базе швейцарских ВВС, которая часто используется участниками Давоса и, вероятно, была связана с мероприятием в том году.
Никто из нас не смог лично полететь в Давос в этом году (хотя некоторые из нас посещали подобные мероприятия в прошлом), но это неважно: каждая сессия встречи 2022 года с 22 по 26 мая была опубликована в Интернете. В том числе и вступительное слово по видеосвязи, которое произнес не кто иной, как президент Украины Владимир Зеленский, блиставший в своей фирменной коричневой футболке и смотревший в камеру немигающим взглядом. Воодушевленные вдохновляющим обращением президента, участники перешли к оставшимся 220 или около того заседаниям, темы которых охватывали все значимые проблемы под солнцем.
Мы нашли время, чтобы посмотреть некоторые из них, и обнаружили, что они имеют несколько общих черт. Во-первых, участники выражали завышенные ожидания относительно того, что будет достигнуто в ходе дискуссий. Во-вторых, сами дискуссии были умными и информативными. В-третьих, все дискуссии не приводили ни к каким конкретным действиям.
Модель конференции ВЭФ заключается в субсидировании умных людей (докладчиков) для того, чтобы они говорили умные вещи богатым людям (аудитории), которые платят непомерные регистрационные взносы за конференцию, чтобы пообщаться друг с другом и чтобы умные люди несколько дней делали вид, что воспринимают их всерьез.
Одним словом, Клаус Шваб — это очень талантливый организатор конференций, продающий лесть. Он делает вид, что за 60 000 долларов США участник получает доступ к важнейшим мировым решениям, которые принимаются за 4 дня. Толпы людей, заплативших вступительный взнос, общаются друг с другом, поглощают огромное количество вина и канапе и участвуют в панельных дискуссиях, которые якобы решают проблемы, связанные с мировой экономикой, окружающей средой и обществом, в блоках по 45 минут каждый. (На самом деле, около 35 минут, потому что в конце каждой сессии втискиваются 10 минут вопросов и ответов от аудитории. Учитывая стоимость участия, организаторы справедливо полагают, что минута у микрофона оправдает эти затраты для некоторых делегатов).
Уровень амбиций, характерный для конференций ВЭФ, можно проиллюстрировать вступительным словом к сессии этого года, посвященной глобальному налогообложению, когда ведущий Джефф Катмор объявил, что панельная дискуссия будет посвящена достижению точки, когда “мы все будем чувствовать себя комфортно в отношении того, что мы платим, и мы будем чувствовать себя комфортно в отношении того, что платят другие люди, и мы будем чувствовать себя комфортно в отношении того, что платят корпорации, и мы все будем чувствовать себя комфортно в отношении того, куда в конечном итоге идут налоговые поступления”.
Вау. Он мог бы добавить: “А если в конце у нас останется несколько минут, мы придумаем, как восстановить тропические леса Амазонки”. В состав группы вошли руководители Оксфама и ОЭСР, а также профессор экономики из Гарварда в маске. Представьте себе, что глава Oxfam подумал бы о заявлениях Катмора, учитывая, как критично Oxfam относится к уклонению от налогов и самообогащению элит, особенно в последние 2 года. Если бы он только смог заставить делегатов конференции платить налоги и перестать грабить бедных людей, он мог бы вообще распустить Oxfam!
От некоторых сессий действительно идут мурашки по спине. Например, на одной из них компания Pfizer объявила о “Соглашении за более здоровый мир”, а ее генеральный директор сидел рядом с Биллом Гейтсом и двумя африканскими монархами. Подобные объявления делаются на ВЭФ, но разве их не было бы, если бы не ВЭФ? Вряд ли. Предоставляя платформу для таких заявлений, он становится громоотводом для подозрений. ВЭФ называет себя “Международной организацией государственно-частного сотрудничества” и, как любая крупная организация такого рода, стремится стать еще больше и влиятельнее. Но в основе своей это бизнес. Бизнес Клауса Шваба.
ВЭФ заявляет о том, что его влияние велико и позитивно. Например, его “Коалиция первопроходцев” состоит из 50 компаний, которые обязались инвестировать в “зеленые” технологии и избавляться от углерода. Звучит здорово, правда? Загвоздка, конечно, в том, что они организовали измерение таким образом, что могут сами решать, что подразумевается под “зелеными” технологиями или “удалением” углерода. Вы можете считать посадку леса “удалением” углерода, и пока аудитория не знает, что в прошлом году вы вырубили и сожгли зрелый лес на том же месте, она будет аплодировать!
Аналогичным образом, ВЭФ выступает за систему отчетности под названием “Метрики капитализма заинтересованных сторон” (содержащую экологические, социальные и управленческие показатели, или “ESG”), разработанную в сотрудничестве с крупными бухгалтерскими фирмами и принятую 70 компаниями. Показатели, но не такие, какими вы их знаете.
А как же дымящийся пистолет, в виде ведущих политиков современного мира, которые окончили программу “Молодые лидеры” ВЭФ? А как насчет жуткой конференции ВЭФ 2019 года о том, что делать в случае пандемии?
Что касается программы “Молодые лидеры”, несомненно, верно, что ВЭФ стал очень успешной организацией, занимающейся нетворкингом. Но он не изобрел нетворкинг. Сетевые сообщества для богатых и влиятельных людей существовали на протяжении веков. Вспомните масонов, общество Rotary, Chatham House, частные средние школы, Oxbridge или Ivy League. Богатые и влиятельные люди будут общаться друг с другом, будь то ад или потоп, ВЭФ или не ВЭФ.
Возможно, те, кто встретился на ВЭФ, объединились вокруг злой идеологии, но эта идеология явно не идеология “Великой перезагрузки”, сформулированной Швабом, поскольку они ни в малейшей степени не следуют ей. Почему же тогда Шваб не протестует против того, что политики делают вид, что осуществляют “Великую перезагрузку”, прямо противоположную той, за которую он выступал в своей книге? Потому что ему на самом деле наплевать на свои собственные идеи. Шваб — это надутый организатор конференций, он следует за стадом своих клиентов, а не ведет их за собой. Его используют в качестве марионетки.
Хорошо, но как насчет конференции по моделированию пандемии в 2019 году? Опять же, вы можете прочитать все об этом в Интернете — вряд ли вы ожидаете такого уровня огласки своих планов от бондовских злодеев. В ходе этих симуляций представители ВЭФ пришли к выводу, что во время пандемии не следует прерывать транспортное сообщение и торговлю из-за высоких издержек для общества. Да, вы все правильно поняли. И снова это прямо противоположно тому, что было сделано на самом деле.
Конференция ВЭФ по пандемии была лишь одной из многих симуляций, “военных игр”, которые постоянно развлекают людей по всему миру. Симуляции пандемии на этой неделе, симуляции астероидов на следующей неделе, а после этого симуляции пчел-убийц. Довольно много проблем можно охватить за 220 сессий, и одна из них обязательно станет завтрашней новостью.
Полное несоответствие между тем, что, по его словам, должно быть сделано на конференции по пандемии, и тем, что на самом деле произошло во времена ковида, еще раз доказывает, что Клаус не руководствуется своими принципами. Если бы это было так, он бы громко протестовал против того, что происходило в последние два года. Вместо этого он просто радуется своей “удаче”, — лидеры, которые приходили пить шампанское на его мероприятиях, теперь приняли его в качестве своего предполагаемого вождя.
Поскольку ему уже далеко за 80, Клаус, вероятно, полагает, что если разгневанное население планеты решит, что он несет ответственность за постигшую его катастрофу, он умрет задолго до того, как они придут за справедливостью. Тьерри Маллере, его более молодой соавтор по “Великой перезагрузке”, имеет больше оснований для беспокойства в этом отношении.
В общем, ВЭФ — это пустая болтовня. Его возглавляет человек, который олицетворяет собой помпезность, что, в общем, не является чем-то новым в кругах богатых и влиятельных. Болтовня, одобренная ВЭФ, ничем не отличается от любой другой.
Конечно, это место, где происходит общение и координация, но не ВЭФ придумал общение, и идею клуба богатых парней. Это просто ныне действующий, актуальный клуб. Настоящие виновники найдут себе другое место на следующий день после того, как с ВЭФ будет снята вывеска.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев