Индейцы, права собственности и Айн Рэнд
14 января 1879 года в Линкольн-холле в Вашингтоне выдающийся коренной американец обратился к собравшимся с речью:
Позвольте мне быть свободным человеком, свободно путешествовать, свободно останавливаться, свободно работать, свободно торговать там, где я захочу, свободно выбирать себе учителей, свободно следовать религии моих отцов, свободно говорить, думать и действовать самостоятельно, и я подчинюсь любому закону.
Его имя? Хин-мах-ту-ях-латкехт (“Гром, катящийся с горы”), более известный нам сегодня как вождь племени Нез-Персе Джозеф. Преследуемый 2000 кавалеристами армии США летом и осенью 1877 года, он провел 750 людей из своего племени за 1170 миль из восточного Орегона в Айдахо, затем в Вайоминг и Монтану, после чего сдался в горах Медвежья Лапа у канадской границы. Там он заявил,
Я устал. Мое сердце в боли и печали. С того места, где сейчас стоит солнце, я больше никогда не буду сражаться.
Главной причиной пятимесячной “войны Нез-Персе” стало нарушение договора федеральным правительством и его желание насильно поместить индейцев Нез-Персе в резервацию, которую определит правительство. Вождь Джозеф умер в 1904 году. Ни ему, ни его народу не позволили вернуться на земли предков в северо-восточном Орегоне. Сегодня около 3 500 Нез-Персе живут в своей резервации, которая полностью находится на территории Айдахо.
Сегодня, в зависимости от того, чьим цифрам вы доверяете, коренные американцы составляют от 4 до 6,3 процента населения Монтаны, в то время как по всей стране их менее двух процентов. Самое многочисленное племя в стране — Чероки — насчитывает около 1,1 миллиона человек, а самое многочисленное в Монтане — Блэкфиты — 30 000 человек.
Острый вопрос, касающийся коренных американцев, — это вопрос о правах собственности, о том, в какой степени различные племена и их отдельные члены обладали ими — как во времена первых белых поселенцев, так и сегодня.
Философ Айн Рэнд (автор книги “Атлант расправил плечи”) была права во многом, но она также ошибалась в двух очень важных вещах. Одна из них заключалась в том, что жизнь — это результат не разумного замысла, а чистой случайности, и это наблюдение все больше опровергается наукой (см. “Наука подтверждает сотворение, а не случайность”).
Другая ее большая ошибка заключалась в том, что изгнание коренных американцев, таких как вождь Джозеф и его племя Нез-Персе, с их земель — не такая уж большая проблема, потому что они были неустроенными, странствующими кочевниками, которые все равно никогда не верили в частную собственность. Возможно, она посмотрела слишком много фильмов о ковбоях и индейцах.
Два отличных источника по этой теме — статья Райана Макмакена “Коренные американцы и концепция частной собственности” и книга Тома Фланагана, Кристофера Алькантары и Андре Ле Дрессея “За пределами закона об индейцах: Восстановление прав собственности аборигенов”.
“Практически все индейские племена признавали правомерность личной собственности”, — пишет Макмакен. “Отдельные члены племени не должны были “делить” своих лошадей, оружие, жилища и рабов между всеми остальными членами племени”. Более того, многие племена (например, Пуэбло в Нью-Мексико) занимались земледелием и не вели кочевой образ жизни.
Мэнни Джулс — член племени Секвепемков из Британской Колумбии в своем предисловии к книге “За пределами закона об индейцах” пишет
У нас были индивидуальные права собственности. Наша одежда и обувь не шилась для всех. Наши зимние дома принадлежали определенным семьям. Согласно нашей письменной истории, моя община использовала индивидуальные права собственности еще в начале 1800-х годов, чтобы указать, где находятся наши картофельные поля.
Племена коренных американцев часто владели землей совместно, а не как участками, принадлежащими отдельным членам. Это не делало их полными “коллективистами” или коммунистами, как предполагала Рэнд, поскольку такое соглашение обычно было добровольным и делегированным. Часто вождям разрешалось продавать землю от имени всех членов племени, а затем делить вырученные деньги между отдельными членами племени.
Критики традиционной культуры коренных американцев, такие как Айн Рэнд, считают, что индейцы не имели права на землю, которую они физически не улучшили и не огородили. Однако даже белые поселенцы знали, где находится “индейская земля”, именно потому, что индейцы использовали ее, возделывали или защищали. И запрещая другим народам охотиться или ловить рыбу на своей территории, они действительно улучшали ее (или, по крайней мере, сохраняли), предотвращая чрезмерную охоту или чрезмерный вылов рыбы.
Права собственности имеют решающее значение для рационального использования ресурсов. Когда что-то не принадлежит никому — ни конкретным людям, ни группе, действующей от имени своих членов, — тогда есть стимул использовать это и злоупотреблять этим. В условиях, когда никто не владеет ресурсом, его культивирование и сохранение не отвечает ничьим прямым интересам.
Нез Персе рассматривали долину Уоллоу в Орегоне, где они жили на протяжении веков, как свою собственность, как свой дом. Они стали кочевниками лишь на несколько месяцев и только потому, что их преследовали вооруженные люди на лошадях.
В 1876 году, отвергая требование переселить его народ в резервацию, вождь Джозеф сказал: “Я требую права жить на моей земле и предоставляю вам привилегию вернуться на вашу”. По-моему, это высказывание человека, который понимает, что такое частная собственность.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев