Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Александр Хаммонд
Герои прогресса, часть 1: Норман Борлауг

Наш первый Герой прогресса — Норман Борлауг, человек, которого принято называть “отцом зеленой революции”.

Норман Эрнест Борлауг был американским агрономом и гуманистом, родившимся в Айове в 1914 году. Получив степень доктора философии в Университете Миннесоты в 1944 году, Борлауг переехал в Мексику, чтобы работать над развитием сельского хозяйства в рамках деятельности Фонда Рокфеллера. Хотя задача Борлауга заключалась в обучении мексиканских фермеров методам повышения продуктивности производства продовольствия, его основной деятельностью вскоре стало создание лучших (т.е. более урожайных и устойчивых к вредителям и климату) сельскохозяйственных культур.

Как отмечает Йохан Норберг в своей книге “Прогресс” в 2016 году:

“После тысяч скрещиваний пшеницы Борлаугу удалось вывести высокоурожайный гибрид, устойчивый к паразитам и не чувствительный к продолжительности светового дня, поэтому его можно было выращивать в разных климатических условиях. Важно, что это был карликовый сорт, поскольку высокорослая пшеница тратила много энергии на выращивание несъедобных стеблей и разрушалась, когда росла слишком быстро. Новая пшеница быстро распространилась по всей Мексике”.

К 1963 году 95 процентов мексиканской пшеницы составляли сорта Борлауга, а урожай пшеницы в Мексике стал в шесть раз больше, чем когда он впервые ступил на ее землю девятнадцатью годами ранее.

Норберг продолжает: “В 1963 году Борлауг работал в Индии и Пакистане, как раз в тот момент, когда они оказались перед угрозой массового голода. Он запросил тридцать пять грузовиков с высокоурожайными семенами из Мексики в Лос-Анджелес, чтобы отправить их оттуда в Индию”. К сожалению, колонна Борлауга с самого начала столкнулась с проблемами: ее задержала мексиканская полиция, она была заблокирована на границе США из-за запрета на импорт семян, а затем в Лос-Анжелесе начались расовым волнения, которые заблокировали порт Лос-Анджелеса.

В конце концов, груз Борлауга начал свое путешествие в Индию, но это было далеко не простое плавание.

Прежде чем семена достигли субконтинента, против Борлауга начали интриговать индийские государственные монополии, а затем, когда семена оказались на берегу, выяснилось, что половина семян погибла из-за чрезмерной дезинфекции на таможнях. Но этого было мало. Борлауг узнал, что индийское правительство планировало отказаться от импорта удобрений, поскольку “хотело создать свою собственную промышленность по производству удобрений”. К счастью, от этой политики отказались, после того, Борлауг накричал на заместителя премьер-министра Индии.

Позже Борлауг рассказывал: “Я лег спать, думая, что проблема наконец-то решена, а проснулся от новости, что между Индией и Пакистаном началась война”. В условиях войны Борлауг и его команда продолжали неустанно работать, высаживая семена. Часто поля оказывались в зоне военных действий и обстреливались.

Несмотря на поздний сев, урожайность в Индии в 1965 году выросла на семьдесят процентов. Доказанный успех его урожаев в сочетании со страхом голода в военное время позволил Борлаугу получить согласие пакистанского и индийского правительств на более масштабное внедрение своей программы. Следующий урожай был еще более обильным, и голод военного времени был предотвращен.

Обе страны очень хвалили Борлауга. Министр сельского хозяйства Пакистана выступил по радио, восхищаясь новыми сортами сельскохозяйственных культур, а министр сельского хозяйства Индии дошел до того, что засеял свое поле для крикета пшеницей Борлауга. После огромной поставки семян в 1968 году урожай в обеих странах резко возрос. Зафиксировано, что не хватало людей, телег, грузовиков и складских помещений, чтобы справиться с обильным урожаем.

Эта необычайная трансформация азиатского сельского хозяйства в 1960-х и 1970-х годах практически изгнала голод со всего континента. К 1974 году урожаи пшеницы в Индии утроились, и впервые субконтинент стал нетто-экспортером этой культуры. Норберг отмечает: “Сегодня они (Индия и Пакистан) производят в семь раз больше пшеницы, чем в 1965 году”. Несмотря на быстро растущее население, обе страны питаются гораздо лучше, чем раньше".

Пшенице Борлауга и последовавшим за ней карликовым сортам риса приписывают начало “зеленой революции”. После индо-пакистанской войны Борлауг провел годы, работая в Китае, а затем в Африке.

В 1970 году Борлауг был удостоен Нобелевской премии мира за свои достижения. Он один из семи человек, получивших Золотую медаль Конгресса и Президентскую медаль свободы в дополнение к Нобелевской премии мира. Говорят, что он был особенно доволен, когда жители Соноры, Мексика, где он проводил свои первые эксперименты, назвали в его честь улицу.

Работа Нормана Борлауга, несомненно, изменила мир к лучшему, и спасла около миллиарда жизней. Он действительно заслуживает того, чтобы стать нашим первым Героем прогресса.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев