Гениальность аксиомы действия Мизеса
Аксиома действия — это отправная точка экономического метода Людвига фон Мизеса (праксеологии). Однако она имеет гораздо большее значение, чем просто основа экономической концепции: она решает, казалось бы, неразрешимую проблему.
Когда Людвиг фон Мизес конкретизировал экономическое мышление как праксеологию, он сам считал это всего лишь уточнением теоретических идей Карла Менгера. Менгер, в свою очередь, основал свою работу на традиционном логическом экономическом анализе. Мизес не предвидел резонанс, который вызвала праксеология, особенно среди мейнстримных экономистов, но также и внутри австрийской школы. Например, Фридрих Хайек так и не принял её полностью.
Мизес утверждает, что экономическое мышление начинается с человеческого действия; мы действуем целенаправленно, а не реагируем инстинктивно. Когда человек действует, он делает это с определёнными целями. Он пытается чего-то достичь. Эти цели не мотивированы исключительно инстинктами выживания, такими как реакция «бей или беги». Человеческие действия часто направлены на достижение чего-то, что ранее не существовало, но что он вообразил как достижимое и ценное для себя.
Человеческое действие как целенаправленное поведение является фундаментальным предположением праксеологии Мизеса, известным как аксиома действия. Исходя из этой аксиомы, можно логически вывести множество экономических истин, которые вместе образуют целостную экономическую теорию. Это предположение полностью дедуктивно, поскольку исходное утверждение само по себе истинно, а логические рассуждения позволяют установить другие истинные утверждения. Этот метод сам по себе не является ни новым, ни провокационным. Это тот же тип логического мышления, который экономисты и философы использовали на протяжении веков.
Но аксиома действия вызывает у некоторых людей раздражение. Почему экономическое мышление должно начинаться с человеческого действия? Некоторые утверждают, что в этом нет необходимости, или что аксиома действия — это всего лишь «выбор» и выражение личных предпочтений Мизеса. Другие считают её недостаточной. Однако эта критика не касается существа. Определяя человеческое действие как фундаментальную аксиому, Мизес решает множество проблем, с которыми в противном случае пришлось бы столкнуться. Действие — это недостающее звено между ценностью — субъективным переживанием — и объективным миром, который поддаётся измерению.
Субъективная ценность
Все экономисты публично соглашаются, что ценность действительно субъективна, но кажется, что большинство из них лишь делают вид, что принимают этот факт. Многие экономисты ведут себя вопреки этому фундаментальному принципу. Субъективную ценность невозможно измерить, поскольку её может воспринимать только сам индивид. Следовательно, она не может быть точно представлена переменными в математических формулах или статистических моделях.
Экономисты, не относящиеся к австрийской школе, просто «предполагают», что можно измерить функции полезности людей, и на основе этого рассуждают о возможности максимизации этой полезности.
Для австрийцев такое предположение одновременно нереалистично и ненужно. Субъективная ценность определяется как личное ощущение удовлетворения. Это внутреннее переживание, которое нельзя передать или измерить. Австрийцы утверждают, что ценность возникает только в момент потребления (использования) товаров и услуг. Лишь ощутив удовлетворение от использования чего-либо, мы осознаём его ценность.
Иными словами, ценность еды может заключаться в том, чтобы утолить голод или просто выжить. Но как насчёт наслаждения вкусом? Удовлетворения, возникающего от честно заработанной вкусной еды? Возможно, вместе с напитком и в приятной компании? Всё это создаёт полноценный опыт, ценность которого абсолютно личная, её невозможно измерить и присвоить денежный эквивалент, каким бы привлекательным это ни казалось.
Однако, чтобы что-то имело ценность, требуется нечто большее, чем просто удовлетворение потребителя. Благо также должно быть редким. Его должно быть меньше, чем нужно для неограниченного использования.
На самом деле, удовлетворение напрямую связано с редкостью. Можно не сомневаться, что стейк рибай не был бы столь ценим, если бы он был так же обыден, как чипсы. Использовали бы мы жемчуг в качестве украшения, если бы он регулярно падал с неба?
Полтора века назад Карл Менгер ясно изложил в своём фундаментальном труде, что ценность субъективна, и что для того, чтобы что-то считалось обладающим субъективной ценностью, это должно одновременно удовлетворять потребности (точнее: предполагаться как способное удовлетворить желания) и существовать в меньшем количестве, чем люди хотели бы использовать (то есть быть редким). Именно поэтому мы расчетливо используем ресурсы. Мы стараемся использовать доступные ресурсы наилучшим образом, чтобы максимизировать удовлетворение (ценность), которое мы можем из них извлечь.
Здесь возникает очевидная проблема: мы всё ещё говорим о личных ощущениях удовлетворения. Но в экономике мы производим товары и обмениваемся ими друг с другом. В развитых экономиках мы также используем деньги, чтобы с помощью косвенного обмена приобретать товары, которые мы ценим выше.
Как перейти от обсуждения индивидуальных чувств, которые нельзя измерить, к рынку товаров и услуг, которые покупаются и продаются с использованием денег?
Именно здесь аксиома действия Мизеса предлагает гениальное решение.
Недостающее звено
Аксиома действия решает эту проблему, поскольку человеческое действие неизбежно направляет энергию вовне: действия используют то, что предоставляет природа, и создают объективные изменения в окружающем мире. В конце концов, действие определяется как то, что мы делаем, чтобы достичь цели, которую считаем достижимой в физическом мире.
Человеческое действие — это использование объективных средств для воплощения ожидаемого или воображаемого состояния, в котором мы удовлетворяем свои желания, создавая тем самым субъективное благополучие. Если нам холодно, мы можем действовать, чтобы уменьшить страдания, создавая одежду или строя убежище.
Ценность того, что мы создали, существует только в нашем сознании. Конкретная ценность, к которой мы стремимся, основана на субъективном ранжировании различных возможностей, существующем исключительно в нашем разуме. Само же действие, направленное на достижение субъективной ценности, проявляется в объективном мире.
То, что происходит только в воображении, не является действием человека — это всего лишь мечты. Мечты отделены от реальности. Однако это не отменяет тот факт, что мы можем мечтать о лучшем будущем, а затем действовать, чтобы воплотить его в жизнь.
Ничто не гарантирует, что действия приведут к желаемым результатам. Наоборот, часто возникают непредвиденные последствия. Промахи случаются чаще, чем успехи, и это зависит от множества факторов — от неправильного понимания ситуации до неудачного выбора средств или даже неправильно поставленной цели.
Тем не менее, именно в действии мы обнаруживаем и изучаем способы достижения желаемых целей или получения полезных неожиданных результатов. Через действие мы также учимся избегать ошибок.
Экономисты австрийской школы не утверждают, что каждое действие приводит к желаемым последствиям. Они утверждают, что люди действуют целенаправленно, чтобы вызвать изменения в объективном мире, и что именно действие — и только действие — может раскрыть мир перед нами.
Действие имеет — и должно иметь — последствия в реальности. Сам акт и его последствия могут быть наблюдаемыми и измеримыми. Именно через действие мы используем ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг.
Гениальность аксиомы действия заключается в том, что она определяет связь между субъективной ценностью и объективной реальностью. Действия направлены на изменение реальности и создание ценной ситуации. Действия предполагают использование средств, которые, по мнению действующего лица, полезны для достижения желаемой цели.
Выбор совершается на основе субъективных оценок. Например, шкуры животных можно использовать для пошива одежды, чтобы согреться, но их также можно использовать вместе с деревом, чтобы построить укрытие.
Какой выбор принесёт наибольшую ценность: одежда или защита от ветра? А какой из этих двух вариантов будет наиболее ценным с учётом затрат (шкур и древесины): одежда или убежище?
Наши субъективные оценки можно напрямую обнаружить через то, как мы распоряжаемся объективными ресурсами. Именно наши действия, а не мечты, имеют значение для других людей, поскольку действия создают средства, необходимые для удовлетворения ценных потребностей, и используют ресурсы, которые могли бы быть использованы для чего-то другого.
В заключение: через действие субъективные оценки перекладываются на объективную реальность. Именно поэтому аксиома действия является незаменимой основой для экономического мышления.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев