Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Бенджамин Уильямс
Доказывает ли «наука», что Мизес ошибался в отношении социализма?

Апологеты социализма, отвечая на критику порядков в Советском Союзе, Китае при Мао Цзэдуне и в Венесуэле говорят: “это был не настоящий социализм”. Некоторые охотно признают провалы этих режимов, но приписывают их капитализму, а не социализму. Другие отказываются признать эти провалы, считая, что это были подлинные примеры “настоящего социализма” и видят их как однозначные успехи.

Как такое возможно? Разве у нас нет множества доказательств, что эти режимы были катастрофическими провалами? Безусловно, такие доказательства есть, но сторонники социализма также утверждают, что у них есть свои доказательств в пользу социализма — в количестве, достаточном, чтобы сбить с толку капиталистов. Большинство американцев с детства учили, что СССР был адом на земле, но как они должны реагировать, когда им приводят источники, утверждающие, что данные ЦРУ показывают, что граждане СССР жили лучше, чем американцы, или что в Советском Союзе была полностью искоренена бездомность? Эти утверждения явно ложны, но противники капитализма и Америки находят их привлекательными.

Самое смешное здесь — это утверждение социалистов, что у них есть окончательные доказательства того, что социализм лучше капитализма. Они ссылаются на исследование 1986 года, которое сравнивало “социалистические” страны с “капиталистическими”. В исследовании использовался индекс физического качества жизни, который оценивает такие показатели, как уровень младенческой смертности, продолжительность жизни, ежедневное потребление калорий, количество врачей на душу населения и уровень грамотности среди взрослых. Исследование делает вывод, что “данные указывают на то, что социалистические страны в целом достигли лучших показателей физического качества жизни, чем капиталистические страны на эквивалентных уровнях экономического развития”.

Плохая наука?

Статья рассматривает более сотни стран и делит их на различные группы в зависимости от их экономических систем. Единственная дополнительная контрольная переменная — это уровень экономического развития, который измеряется по валовому национальному продукту на душу населения. Экономические системы разделяются на централизованно планируемые (социалистические) и рыночные (капиталистические) с использованием классификаций Организации Объединенных Наций. Результаты статьи, по-видимому, опровергают факт, что в централизованно планируемой экономике экономический расчет технически невозможен.

Согласно Гансу-Германну Хоппе, социализм “должен рассматриваться как институционализированное вмешательство в частную собственность или агрессия против нее”. Социалистическая экономика ликвидирует саму институцию частной собственности. Людвиг фон Мизес доказал, что с ликвидацией частной собственности (и, следовательно, обмена капитальными благами) ценовые сигналы больше не могут показывать производителям, где ресурсы используются более эффективно и рационально. Когда производство товара стоит пятьдесят долларов, а продать его можно только за пять, становится ясно, что конечный продукт менее ценен для потребителей, чем исходные материалы. Без таких сигналов центральные планировщики действуют вслепую.

Если социалистические экономики эпистемологически неспособны производить лучшие результаты, почему данные показывают обратное? Капиталистические страны действительно превосходят социалистические. Однако, поскольку эти капиталистические страны относятся к категории “высокого дохода” и в исследовании не учитываются. Сравнение стран по уровню “экономического развития” гарантирует, что Япония, Финляндия, Канада, США, Дания, Норвегия, Швеция и Швейцария не будут сравниваться с такими странами, как СССР, Куба и Китай. Это пример предвзятого выбора выборки.

Экономическая система — не единственный фактор успеха нации. Другие факторы, такие как география, религия и войны, могут влиять на экономический рост и физическое благополучие. В исследовании почти каждая страна в категории капиталистических расположена в Африке, в то время как социалистических стран там почти нет. Африка не только имеет одну из наименее благоприятных географий, но и в период исследования там проходили войны и конфликты.

Исследование не учитывает бесчисленные переменные, которые влияли на качество жизни в этих странах. Авторы даже не пытались это сделать. Это просто очень плохая наука.

Плохие данные?

Допустим, ради аргумента, что все эти сравнения справедливы и что не нужно контролировать больше переменных. Даже в этом случае мы столкнулись бы с множеством проблем.

Авторы исследования утверждают, что они получают свои данные от Всемирного банка, но большая часть данных из социалистических стран поступала от их правительств. Справедливости ради стоит сказать, что авторы не имели доступа к информации, который есть у нас сегодня, но их современные последователи не имеют такого оправдания. В 1989 году два экономиста, родившиеся в Советском Союзе, Владимир Попов и Николай Шмелев, опубликовали книгу, в которой продемонстрировали абсолютный хаос в советской экономике. В «Переломном моменте» они показали, что официальная статистика искажалась через «откровенные фальсификации данных» и утверждали, что эти статистические данные того времени требовали «серьёзной пересмотра».

Историки С. Г. Уиткрофт, Марк Харрисон и Р. В. Дэвис в 1994 году утверждали, что эти искажения появлялись, потому что на участников системы на каждом уровне оказывалось «сильное давление в сторону искажения отчётности». Это было лишь одно из множества последствий квот, введённых центральным планированием. Хотя не все знали об этом во время Холодной войны, сегодня это общеизвестные факты.

Фальсификация данных не закончилась вместе с Советским Союзом. Сегодня социалистические режимы, такие как Куба, продолжают предоставлять ненадежные статистические данные, по которым кажется, что их граждане живут гораздо лучше, чем на самом деле. Апологеты утверждают, что продолжительность жизни на Кубе больше, чем в Соединенных Штатах, но это неоднократно опровергалось. Экономист Роберто Гонсалес нашел доказательства того, что кубинские врачи, по-видимому, переклассифицируют ранние неонатальные (детские) смерти как поздние фетальные смерти, чтобы соответствовать установкам. Это делает показатель детской смертности гораздо ниже, чем он есть на самом деле. Таким образом, социалистическая статистика неизменно ненадежна.

Это был не настоящий капитализм!

Даже если мы согласимся с социалистами в том, что все данные абсолютно достоверны, проблемы исследованием 1986 года не исчезнут. Как было сказано, авторы исследования использовали классификации ООН для разделения социалистических и капиталистических стран. Проблема? ООН сильно ошиблась, и авторы знали это. ООН, к примеру, не классифицировала Кубу и Югославию как экономики с централизованным планированием, хотя они обе были отмечены как «социалистические» в исследовании. Авторы исправили ошибку ООН, но только частично. Куба и Югославия были не единственными неверно классифицированными странами. Как минимум девятнадцать экономик с централизованным планированием были обозначены ООН как «рыночные экономики».

Сирия была обозначена как рыночная или капиталистическая экономика как ООН, так и авторами исследования 1986 года. Арабская социалистическая партия Баас стала правящей партией в Сирии в 1963 году. В октябре того же года сирийский конгресс уже принимал законодательство с такими терминами, как «классовая борьба» и «научный социализм». К 1986 году государство доминировало в экономике, обеспечивая три пятых валового внутреннего продукта. Можно ли справедливо называть страну “провалом капитализма”, если частный сектор составляет менее половины экономики?

Еще одной страной, гордо названной «капиталистической» в исследовании, была Бирма (сейчас Мьянма). С 1962 по 1988 год Мьянма следовала плану под названием «Бирманский путь к социализму». В феврале 1963 года был принят Закон о национализации предприятий. Все основные отрасли промышленности были национализированы, включая нефтяную промышленность, банки, газеты и многое другое. Было национализировано более пятнадцати тысяч частных компаний, и Мьянма превратилась в экономику с планированием по советскому образцу.

Эти два примера показывают, что экономические классификации, использованные в исследовании, практически не имеют смысла. Неверно классифицированные страны показали худшие результаты исследования, поэтому эти ошибки существенно исказили окончательные результаты.

Контраргументы

Можно сказать, что с 1980-х годов эмпирический анализ значительно улучшился. Более строгие исследования, как правило, дают совершенно другие результаты, чем исследование двух марксистов в 1986 году. В исследовании 2018 года были рассмотрены 44 страны Евразии с точки зрения таких переменных, как религия, география, культурное наследие и коммунизм, чтобы оценить их влияние на Индекс человеческого развития (HDI), здоровье, доходы и образование. Переменная «коммунизм» эквивалентна классификации «социализм» в исследовании 1986 года. Авторы пришли к выводу, что коммунизм «крайне негативно влияет на HDI, показатели доходов и здоровья». Эти результаты более строгого исследования рисуют совершенно другую картину по сравнению с часто цитируемой статьей 1986 года.

В 2013 году в статье экономистов Джошуа Холла и Роберта Лоусона были рассмотрены более четырехсот академических работ, которые использовали Индекс экономической свободы Фрейзера и исследовали его влияние на различные показатели качества жизни. Что такое Индекс экономической свободы? Согласно авторам, в индексе «более высокие баллы присуждаются нациям с более защищенной частной собственностью, свободной торговлей, более стабильной валютой и ценами, меньшими государственными расходами и меньшим количеством регулирований».

Экономисты обнаружили, что «более двух третей» исследований показали, что экономическая свобода связана с положительными результатами, такими как «более быстрый рост, лучшее качество жизни, большее счастье и т.д.». Менее 4 процентов исследований нашли связь экономической свободы с негативными результатами, такими как увеличение неравенства доходов. Эмпирические данные подавляюще свидетельствуют о том, что капитализм обеспечивает значительно лучшее качество жизни и «практическое отсутствие негативных последствий».

Заключение

Статья Ширли Сереcето и Ховарда Вейтцкина 1986 года не доказывает, что социалистическая экономическая система превосходит капиталистическую по показателям физического качества жизни. Данные полны недостатков и даже близко не опровергают тезис Мизеса о невозможности экономического расчета при социализме. Более того, строгие научные исследования и исторический анализ эмпирически подтверждают теоретические выводы Мизеса.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев