Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Джон Милтмор
Уничтожение продовольствия для борьбы с изменением климата — это безумие

В День Земли 50-летний эколог и фотограф из Колорадо по имени Уинн Алан Брюс поджег себя у здания Верховного суда США.

Друзья Брюса, который через некоторое время умер от ожогов, сообщили, что он был обеспокоен изменением климата.

“Этот парень был моим другом”, — сказала Крити Канко, старший научный сотрудник Фонда защиты окружающей среды. “Это не было самоубийством. Это глубоко бесстрашный акт сострадания, чтобы привлечь внимание к [климатическому] кризису”.

Самоубийство Брюса — один из примеров растущего страха перед изменением климата, страха, который вредит людям различными способами, включая широкое распространение психического состояния так называемой “климатической тревожности”.

Этот страх влияет и на другие сферы, включая сферу государственной политики.

Многие страны мира активно реализуют планы по снижению выбросов углекислого газа до нуля, чтобы смягчить последствия глобального потепления.

“Потеря” миллиона овец и крупного рогатого скота

Хотя люди склонны думать, что сокращение выбросов зависит от закрытия угольных тепловых станций, использования электромобилей и солнечной и ветровой энергии — каждое из этих действий связано с экологическими и экономическими затратами — это не единственная политика, которая находится на столе переговоров.

Все чаще правительства нацеливаются на другой источник выбросов: продукты питания (в частности, домашний скот). Причины этого несложно найти.

Агентство по охране окружающей среды США (EPA), сообщает, что доля антропогенных выбросов метана в парниковых газах составляет около трети. Хотя выбросы CO2 привлекают больше внимания, EPA отмечает, что метан на самом деле является более мощным парниковым газом, задерживая в течение столетия в 30 раз больше тепла, чем CO2.

Новый закон в Северной Ирландии преследует цель добиться нулевых чистых выбросов к 2050 году, и, по сообщению BBC, включает в себя предложения по 46-процентному сокращению выбросов метана.

Поскольку источником около трети выбросов метана, вызванных деятельностью человека, является домашний скот, для достижения этой цели Северная Ирландия полагается на значительное сокращение поголовья сельскохозяйственных животных, особенно овец и крупного рогатого скота.

“Северная Ирландия потеряет более 1 миллиона овец и крупного рогатого скота, чтобы выполнить новые юридически обязательные цели по выбросам в атмосферу”, — сообщила недавно газета The Guardian.

В частности, по оценкам Союза фермеров Ольстера, около 500 000 голов крупного рогатого скота и примерно 700 000 овец придется “потерять, чтобы Северная Ирландия смогла достичь новых климатических целей”.

Хотя свиноводство и птицеводство также придется сократить для достижения целей по выбросам, представители климатической службы заявили, что эти отрасли менее вредны для окружающей среды, чем животноводство “красного мяса”.

“Если вы посмотрите на данные о выбросах парниковых газов, то источники “красного мяса” — мясные и молочные породы коров и овцы — дают самые высокие выбросы, потому что они жвачные животные и у них высокие выбросы метана”, — сказала Ева Кмиетович, руководитель группы по смягчению последствий землепользования в Комитете по изменению климата.

Крис Старк, исполнительный директор CCC, сказал The Guardian, что для поддержания уровня производства продуктов питания, скорее всего, потребуется переход на пахотное земледелие.

Пусть едят синтетическую говядину

То, что происходит в Северной Ирландии, является частью более масштабной кампании по отучению людей от красного мяса, особенно говядины, которой люди потребляют 350 миллионов тонн в год.

Многие люди, включая основателя Microsoft Билла Гейтса, утверждают, что страны обязаны отказаться от говядины по экологическим причинам.

“Я действительно считаю, что все богатые страны должны перейти на 100% синтетическую говядину”, — заметил Гейтс в интервью MIT Technology Review в прошлом году. “Вы можете привыкнуть к разнице во вкусе, и говорят, что со временем она станет еще вкуснее”.

Гейтс не объясняет, как должен произойти этот переход, но мы уже начинаем понимать.

Хотя нет никаких сомнений в том, что глобальная температура растет в среднем на 14 процентов в десятилетие, люди должны понимать, что меры централизованного планирования по сдерживанию изменения климата более опасны, чем повышение температуры.

Такая государственная политика очень похожа на неудачные коллективистские программы прошлого, такие как “избиение невинных поросят” Рузвельта, в ходе которого были уничтожены миллионы свиней и свиноматок, в то время как люди голодали — и все это ради попытки удержать высокие цены.

Однако безумная программа Рузвельта была детской игрой по сравнению с политикой председателя Мао, который планировал революционизировать сельскохозяйственный сектор Китая с помощью своего “Большого скачка”.

Все пошло не так, как планировалось. Оказалось, что производство продовольствия было более сложным, чем предполагал Мао. Britannica Online сообщает:

“Неэффективность коммун и широкомасштабное переключение фермерского труда на мелкую промышленность серьезно подорвали сельское хозяйство Китая, а три последовательных года природных катаклизмов усугубили то, что быстро превратилось в национальное бедствие; в целом, по оценкам, около 20 миллионов человек умерли от голода в 1959-1962 годах”.

Вы слышали это? Двадцать миллионов человек умерли в результате коллективистских усилий Мао.

Это был не первый искусственный голод, созданный социалистами. В 1932 и 1933 годах миллионы украинцев погибли от голода, организованного Советским Союзом.

“В случае с Голодомором это был первый геноцид, который был методично спланирован и осуществлен путем лишения пропитания тех самых людей, которые были производителями продовольствия”, — пишет историк Андреа Грациози, профессор Неаполитанского университета.

Геноцид, отмечает Грациози, был трагическим, но в нем была доля иронии, поскольку голод был организован в регионе, признанном во всем мире “житницей Европы”.

Эти рассказы напоминают нам о мрачной и тревожной истине, на которую обратил внимание экономист Томас Соуэлл.

“Многие из величайших катастроф нашего времени были созданы экспертами”, — заметил Соуэлл.

В своей речи на церемонии присуждения Нобелевской премии экономист Ф.А. Хайек объяснил, что такие катастрофы происходят из-за недостатка смирения центральных планировщиков по поводу знаний (или их отсутствия), которыми они обладают в своем “фатальном стремлении контролировать общество”.

По словам Хайека, роль экономики заключается прежде всего в том, чтобы сдерживать такие грандиозные планы.

“Любопытная задача экономики состоит в том, чтобы продемонстрировать [людям], как мало они на самом деле знают о том, чем, по их мнению, они могут управлять”, — заметил Хайек в книге “Пагубная самонадеянность”.

Попытка сдержать изменение климата путем уничтожения запасов продовольствия может показаться не столь безумной, как поджог себя перед зданием Верховного суда в знак протеста против отсутствия действий правительства по борьбе с изменением климата.

Но в конечном итоге она может оказаться еще более смертоносной.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев