Может ли сработать план Марка Кьюбана по подрыву биг фармы?
Предприниматель-миллионер Марк Кьюбан недавно объявил о своей последней инновации, которая должна привлечь внимание американцев. Это предприятие представляет собой онлайн-аптеку дженериков, которая устраняет из игры посредников (страховые компании, PBM и т.д.) и создает более прозрачные цены для потребителей.
Благодаря этой инновации, Кьюбан может существенно снизить цены на лекарства для пациентов и заработать на этом.
“Не все ставят перед собой цель быть самым дешевым производителем и поставщиком”, — сказал Кьюбан в интервью Axios. “Моя цель — получать прибыль при максимальном воздействии”.
По словам Кьюбана и на сайте компании, все лекарства будут продаваться по цене издержек плюс 15-процентная наценка.
Как это будет работать
Компания Марка Кьюбана Cost Plus Drug Company настроена на ликвидацию менеджеров льгот для аптек (PBM), о деятельности которых фармацевты уже давно предупреждают американцев.
PBM — это организации, которые управляют льготами на рецептурные лекарства от имени крупных работодателей и компаний медицинского страхования, и хотя они являются далеко не самыми известным игроками в фармацевтической промышленности, их деятельность приносит большие издержки.
Вкратце, эти посредники взаимодействуют с производителями лекарств и аптеками, чтобы контролировать расходы на лекарства. Они выбирают, какие лекарства покрываются страховкой, определяют размер доплаты, решают, какие аптеки подпадают под те или иные планы, и решают, сколько аптекам будет возмещено за те или иные лекарства. В целом, они повышают цены на лекарства за счет таких вещей, как ценовой спред, когда они взимают со спонсора плана плату выше затрат на лекарства, а спред оставляют себе в качестве прибыли.
Коррумпированные страховые компании, которые поддерживаются регуляциями штатов и федеральными регуляциями, заставляют аптеки работать с этими посредниками (отказываясь покрывать рецепты в противном случае), которые блокируют информацию об истинных ценах на лекарства и скидках, которые они получают в ходе переговоров. Они также замалчивают информацию, которая позволит экономить на лекарствах (например, может ли пациент заплатить наличными и получить более низкую цену по сравнению с оплатой через страховую компанию).
“Доверили бы вы решение о химиотерапии своему врачу или корпорации?”. Тед Окон, исполнительный директор Общественного онкологического альянса, группы врачей-онкологов, работающих на уровне сообществ, говорит: “Совершенно неприемлемо, когда больной раком, особенно тот, кто остро нуждается в лечении, не понимает, почему он не может получить лекарство”.
Поскольку страховые компании отказываются работать с аптеками, которые обходят PBM, Кьюбан исключает PBM из общей картины, предлагая альтернативу на основе наличных денег, которая продает лекарства непосредственно потребителю.
С самого начала у потребителей будет доступ к 100 дженерикам по цене, которая будет меньше, чем та, которую они заплатили бы по страховке или за счет соплатежей (да, именно так PBM поднимают цены на лекарства). Компания будет покупать лекарства напрямую у сторонних поставщиков, а вскоре начнет производить собственную продукцию.
О какой экономии идет речь? NPR предлагает взглянуть на потенциал.
“30 таблеток иматиниба, который используется для лечения лейкемии и других видов рака, стоят всего 17,10 доллара в аптеке Cuban по сравнению с 2 502,60 доллара в других аптеках”, — сообщает Джо Эрнандес из NPR.
Лучше, чем правительство
Это захватывающая новость. Немногие американцы понимают, насколько существенную роль играют страховые компании и их посредники в запутывании нашего рынка здравоохранения и повышении цены основных продуктов и услуг. Бюрократы, политики, страховые компании и лоббисты в сфере здравоохранения создали настолько зарегулированный рынок, что единственный способ остановить бюрократию, которая душит потребителей, — это полностью исключить ее из уравнения.
Кьюбан, блестящий и проницательный бизнесмен, ясно видит корень проблемы, когда речь идет о ценах на лекарства, и делает что-то, чтобы избавиться от этой гнили.
“Прозрачность — самое популярное слово в здравоохранении. Легко понять, почему. Американским рынкам здравоохранения в целом не хватает прозрачности. А без нее рынок не может работать оптимально”, — пишет Джошуа Коэн из Forbes. “Марк Кьюбан заслуживает похвалы за решение проблемы отсутствия прозрачности”.
Проницательность Кьюбана резко контрастирует с пониманием законодателей, которые постоянно упускают суть, стремясь ввести ограничения на цены на лекарства, которые создают дефицит, а не решают реальные проблемы, делающие лекарства такими дорогими.
Покупки потребителей в условии прозрачных цен заставляют компании выпускать более качественную продукцию по более низким ценам. Таким образом, конкуренция и выбор потребителя — это ключ к тому, чтобы сделать лекарства доступными.
На самом деле цена — это просто сигнал, передающий информацию о редкости. Но в США схема регулирования между правительством и страховыми компаниями не позволяет потребителям узнать этот важный сигнал. Это означает, что они лишены информации, которая могла бы помочь им снизить издержки на услуги здравоохранения. Как сказал экономист Томас Соуэлл, “цены важны не потому, что деньги имеют первостепенное значение, а потому, что цены — это быстрый и эффективный конвейер информации в огромном обществе, в котором фрагментарные знания должны быть скоординированы”.
Если бы потребители знали, что у них есть более дешевые варианты лекарств, они бы выбирали их. Если бы производители лекарств могли напрямую сообщать потребителям о своих ценах, они могли бы снизить их, чтобы удовлетворить спрос и продать больше своего продукта. Новый бизнес Кьюбана устраняет всех посредников и позволяет осуществиться подобным сделкам. Это гениальная идея свободного рынка.
Пришло время построить модели, которые обойдут страховые компании и политиков. Мы должны ликвидировать их власть на рынке. Подавляющее большинство тех, кто находится в правительстве, не понимают, что происходит, когда речь идет о ценах на лекарства. Кьюбан является первопроходцем на пути, который приведет к результатам, в которых так нуждаются американцы.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев