Поможет ли технология блокчейн покончить с частичным банковским резервированием?
Частичное резервирование существовало на протяжении всей истории человечества, задолго до создания государственных валют или центральных банков. Как только хранители денег поняли, что не все вкладчики будут требовать возврата средств одновременно, практика выдачи средств с депозитов в кредит сверх депозитных резервов стала обычным делом. В связи с этим возникает вопрос о том, может ли вообще существовать на практике система полного резервирования. Периодически предлагаются планы создания банковской системы с полным резервированием с использованием золота или фиатных валют, однако технология блокчейн более пригодна для достижения этой цели благодаря своей децентрализованной природе.
Когда Никсон официально прекратил конвертируемость доллара США в золото в октябре 1971 года, доллар лишился своей последней связи с товарными деньгами. Это дало возможность центральному банку создавать практически неограниченное количество валюты, поскольку доллар больше не подлежал обмену на редкий товар. Таким образом, опасность “бегства из банков” практически исчезла, поскольку всегда можно было напечатать столько долларов, сколько нужно для удовлетворения требований по снятию денег.
Банковское дело с частичным резервированием приспособлено для функционирования в системе чисто фиатных денег с кредитором последней инстанции в виде центрального банка, но оно было распространено и во времена товарных денег.
Оставляя в стороне юридические и экономических дебаты по поводу частичного резерва, заметим, что исторически обеспечить банковское дело с полным резервированием было довольно трудно. В системе, в которой золото выполняло функцию денег, большинство людей предпочитали хранить свое золото в банке и совершать сделки с использованием банковских депозитных векселей. Люди предпочитали делать это как из соображений безопасности, так и в целях удобства.
Банкноты представляли собой требование на сумму депонированного золота. Это означало, что до тех пор, пока клиенты верили в то, что банк сможет выполнить обещание удовлетворить требования на золото, эти банкноты могли обращаться как заменители денег. Проблема заключалась в том, что обеспечить безупречную проверку соответствия количества золота, хранящегося в банках, суммам на депозитах было очень сложно, и поэтому у банков возникал соблазн использовать часть золота, хранящегося в качестве депозитов, для создания новых кредитов, в результате чего банки имели в своих хранилищах меньше золота, чем общая сумма, на которую претендовали их вкладчики. Со временем золото все больше централизовывалось банками и правительствами, что еще больше способствовало созданию системы частичного резерва. Сайфедеан Аммус в своей книге “Фиатный стандарт” объясняет, что “при золотом стандарте издержки и время, необходимые для перемещения золота, относительно высоки, поэтому экономия на масштабе, достигаемая при централизации обеспечивает банкам определенную свободу действий в выдаче кредитов без обеспечения, при этом их вкладчики ничего не заметят и ничего не смогут с этим поделать (стр. 269)”.
Кроме того, благодаря такой централизации правительства могли контролировать большинство расчетов в золоте, что позволяло манипулировать рынком золота на высоком уровне. Можно сказать, что Золото исторически обречено на то, чтобы быть централизованым и конфискованым. Добавим сюда трудности проведения прозрачного аудита золота и тот факт, что обмен банкнот неоднократно приостанавливался и станет ясно, что политику полного резервирования проводить достаточно непросто. Эти недостатки способствовали широкому распространению частично-резервного банковского дела, существовавшего даже при классическом золотом стандарте.
Сети на основе блокчейна, такие как биткоин, позволяют бездоверительную проверяемость (trustless auditability), для любого человека, имеющего подключение к Интернету. В традиционной сети блокчейн все токены хранятся по определенным адресам. Каждый адрес имеет набор открытых ключей, которые используются для идентификации и отправки токенов на него, и каждый адрес также имеет закрытый ключ, необходимый для отправки токенов с него. Публичная книга владельцев обновляется через регулярные промежутки времени с созданием нового “блока”. Каждый блок содержит обновленную запись о том, какой адрес владеет каждым токеном в данный момент. Каждый блок основывается на записи предыдущего блока, и эта непрерывная связь образует то, что мы называем “блокчейн”. Существование общей бухгалтерской книги означает, что любой может проверить, когда конкретный токен был перемещен, и проверить, что депонированные средства хранятся по определенному адресу.
Бездоверительная проверяемость означает, что потребители имеют возможность требовать прозрачности в отношении резервов банка. Банки могли бы предоставлять клиентам код, чтобы те могли проверить, что их вклады хранятся в банке в полном объеме. Венчурный капиталист Ник Картер — один из тех, кто в настоящее время добивается “подтверждения резервов” для хранителей криптовалюты.
Кроме того, потребители могут легко отказаться от работы с банком вообще, самостоятельно храня свою собственную криптовалюту. Уже сейчас существует множество решений для безопасного хранения криптовалюты без необходимости привлечения доверенной третьей стороны. Это, как мы надеемся, приведет к менее централизованному результату, чем в случае с золотом, что значительно затруднит изъятие или манипуляции со стороны государства.
Более того, использование истинно цифровой валюты, такой как биткоин, устраняет многие причины для использования денежных заменителей. Криптовалюты естественным образом интегрируются в современные цифровые платежные системы и позволяют осуществлять международные расчеты без необходимости централизованного процессора. Использование заменителей денег стало основной причиной того, что золото было кооптировано банками и правительствами в систему частичного резервирования, существовавшую в эпоху золотых стандартов.
Хотя трудно определить, какие и сколько криптовалют станут жизнеспособными формами денег, технология блокчейн имеет ряд существенных преимуществ перед традиционными валютными системами. Блокчейн-валюты, такие как биткоин, следует серьезно рассматривать как потенциальное решение многих проблем, с которыми сталкивается нынешняя денежная система.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев