Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Кристофер Маустен Хансен
Финансы Страны Дураков

Недавний обвал акций GameStop показал, если кто-то еще сомневался, что центром Страны Дураков (Clown World в оригинале) является не Вашингтон, округ Колумбия, и не Кремниевая долина, а Уолл-стрит. Чтобы было ясно, это не относится к отважной группе реддиторов из r/wallstreetbets — тем немногим счастливым людям, которые на момент написания этой статьи вполне могут оказаться в состоянии привести несколько хедж-фондов к банкротству. Буратины — это как раз эти хедж-фонды и другие институциональные инвесторы, которые десятилетиями поддерживались вмешательством центрального банка, но при этом были уверены в том, что их семизначные доходы были получены благодаря их собственному финансовому гению.

Что случилось?

История того, что произошло, достаточно кратка. Выяснилось, что акции GameStop были одним из лидеров в продажах без покрытия (шортинг) на Уолл-стрит, и фонд Melvin Capital был ведущей компанией, занимавшейся шортингом этих акций. Хотя это может быть, а может и не быть разумной позицией, основанной на фундаментальных принципах рынка — я не исследовал и думаю, что в наши дни тратить время на фундаментальные принципы — глупая игра, — людям такая откровенность не понравилось. В частности, реддиторы сабреддита Wallstreetbets увидели уязвимость шортеров и организовали кампанию, чтобы загнать их в никуда.

Внезапно розничные инвесторы наводнили рынок, скупили акции GameStop, которые торговались ниже 20 долларов, и запустили цену этих акций в стратосферу, — 365 долларов в среду утром (27 января). Компания Melvin Capital понесла огромные убытки, до 30 процентов, и ее пришлось спасать за счет вливания 2,75 миллиарда долларов во вторник днем.

Это не вся история, хотя …

На нормальном рынке, где фундаментальные факторы рынка фактически определяют цены, этого бы не произошло. Шортинг был бы просто способом быстрого и эффективного определения рыночной цены акций, и от этой практики не было бы никакой особой прибыли, кроме арбитражной (в случае, если шортеры оказывались правы). Точно так же инвесторы, недовольные шортерами, не могли бы поднять цены на акции, вопреки реальности. Обе практики возможны только на рынке, наводненном постоянно растущим количеством новых денег, только что напечатанных Федеральной резервной системой.

На протяжении десятилетий центральные банки мира — и главный из них — Федеральная резервная система США — выполняли на самом деле только одну задачу: не допускать повышения процентных ставок, и делать все, чтобы предотвратить даже самые умеренные коррекции на финансовых рынках. Им удавалось проводить эту политику, так сказать, тайно — кто теперь помнит старые добрые времена Greenspan put — но после финансового кризиса 2008 года им пришлось действовать в открытую. Они опускали процентные ставки все ниже и ниже и рынки захлестнула волна кредитов. Акции и облигации реагировали, как и следовало ожидать, достижением новых рекордных максимумов год за годом. Конечно, всегда находились экономисты, готовые выдвинуть все более и более странные теории относительно того, почему этот неприкрытый инфляционизм был действительно разумной политикой, продиктованной современной экономической наукой, но результат, который может увидеть любой, — это финансовые рынки, которые теперь полностью оторваны от реальности и чья единственная цель, похоже, состоит в обеспечении дешевого финансирования для правительства США и огромных доходов для финансовой элиты.

Затем, конечно же, пришла корона, и правительство приняло мудрое решение разрушить экономику. Чтобы успокоить плебс, ему предложили несколько подачек — сначала 1200 долларов, затем 600 долларов, — и все это финансировалось печатным станком центрального банка. Согласно кейнсианской ортодоксии, это должно было стимулировать экономику до бесконечности, обеспечивая быстрое восстановление. К сожалению, поскольку большая часть мира была закрыта, у людей было очень мало возможностей потратить свои деньги, и, поскольку обыватель мудрее большинства экономистов, работающих в правительстве, он, вероятно, понимал, что беспрецедентное закрытие всего общества — не лучшее время для того, чтобы наращивать потребительские расходы. Таким образом, он копил и инвестировал свои деньги, что, благодаря достижениям в современных технологиях, он мог делать напрямую, не прибегая к помощи сберегательных касс или брокеров.

Тем не менее, инфляция по-прежнему является инфляцией, даже если она не отражается в государственной статистике, и вливание такого океана ликвидности, естественно, привело к резкому росту акций, облигаций, биткоина, а теперь и GameStop. Однако на этот раз бенефициарами оказались не банки или инвесторы с Уолл-стрит, а множество розничных инвесторов, которые ополчились на Melvin Capital и других “акул” Уолл-стрит. Ими двигал “животный дух” или, скорее, желание тех, кто чувствует себя обделенным, увидеть, как большие шишки финансового мира терпят крах. Последний виток инфляции дал им средства для этого.

Это конец?

Невозможно предсказать, что будет дальше. Может быть, поток ликвидности уже исчерпан и Уолл-стрит выдержит бурю; возможно, ФРС снова вмешается с новыми кредитными линиями, чтобы спасти ситауцию, что кажется наиболее вероятным — опять же, главная задача ФРС всегда заключалась в том, чтобы сохранить больших игроков финансового рынка. Возможно, что финансовые рынки сейчас настолько разрушены, а чиновники центральных банков настолько обеспокоены последствиями печати денег, что ничего не будет сделано, и сейчас мы наблюдаем начало конца Большого пузыря 1980–2020 годов. Однако, если недавняя история и общепринятая экономическая ортодоксия могут чему то научить, то ФРС не остановится буквально ни перед чем, чтобы “спасти” рынки.

Как отметили Zero Hedge в Твиттере: “Что примечательно, так это то, как много людей удивлены тем, что происходит на “рынке”. Вы бросаете на рынок “стимулюс” на 20 триллионов долларов, вы национализируете рынок облигаций, вы разрываете все связи между ценами и реальностью … как вы думаете, что произойдет?” Действительно. В Стране Дураков было бы полностью уместно, если бы Великий крах фондового рынка 2021 года был начат подростками, торгующими на дневных торгах, с помощью “вертолетных денег” (спасибо, дядя Милти!) которые в таких усовиях просто обзаны организовать толпу на Reddit, чтобы сломать хедж-фонд.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев