Центры прогресса, часть 18: Эдинбург (Шотландское Просвещение)
Наш восемнадцатый центр прогресса — Эдинбург. Этот город был сердцем шотландского Просвещения — жизненно важного периода в интеллектуальной истории, который охватывает 18-й и начало 19-го веков. Мыслители шотландского Просвещения совершили важные прорывы в экономике, математике, архитектуре, медицине, поэзии, химии, театре, инженерии, портретной живописи и геологии.
Сегодня Эдинбург остается интеллектуальным и культурным центром Шотландии, а также ее столицей. Название города происходит от кельтского слова Eidyn, которое является названием местности, и burgh, что означает крепость. Эдинбург — холмистый город на восточном побережье Шотландии, в котором находится знаменитый замок, датируемый по меньшей мере 12 веком. Эдинбургский замок является самой посещаемой туристической достопримечательностью Шотландии, только в 2019 году его посетили более 2 миллионов человек. В городе также находится Эдинбургский университет, один из самых престижных университетов Шотландии. Эдинбург называют Auld Reekie (Old Smoky) за дымящиеся трубы Старого города или Auld Greekie, или “Северные Афины”, за его роль в качестве центра философии.
Археологические данные свидетельствуют о том, что территория, на которой сейчас находится Эдинбург, была заселена по меньшей мере с 8500 года до нашей эры. Основными обитателями были кельтские племена. На протяжении веков этой территорией правили различные народы, в том числе валлийские кельты, говорящие на бритонском. Эдинбург перешел под власть Шотландии около 960 года нашей эры, когда король Индульф Агрессор захватил поселение. Эдинбург стал столицей Шотландии в 1437 году, сменив Скоун.
Шотландия в 18 веке только что пережила десятилетия политических и экономических потрясений. Смута была вызвана свержением Домом Оранских Дома Стюартов, восстаниями якобитов, неудачной и дорогостоящей колониальной схемой Дарьена, голодом и унией Шотландии и Англии 1707 года. Однако Шотландии, в частности Эдинбургу, предстояло отправиться в новое захватывающее путешествие.
Если бы вы могли посетить Эдинбург в эпоху шотландского Просвещения, вы бы попали в холодный, компактный, окруженный стенами город с извилистыми мощеными улицами. Шотландский писатель Джеймс Бьюкен описал город той эпохи как “Неудобный, грязный, старомодный, алкоголический, драчливый и бедный”. Но сквозь туман можно было увидеть теплое свечение огней в окнах университетских зданий, дома, в которых размещались читательские общества и клубные собрания, и таверны, в которых подавали хаггис и виски посетителям, обсуждавшим философию. Город жил энергией новых идей и духом научного поиска. Хотя в Эдинбурге тогда проживало всего 40 000 человек, он был переполнен великими умами, решающими большие вопросы.
Помогло то, что религиозная культура города была благосклонна к новым идеям. Доминирующая пресвитерианская церковь только что провела успешную кампанию по распространению грамотности. Шотландия, в то время одна из беднейших стран Западной Европы, имела, возможно, самый высокий уровень грамотности в мире. Господствующая фракция в пресвитерианской церкви состояла из умеренных, открытых священнослужителей. Эти люди установили тесные связи со многими ключевыми фигурами шотландского Просвещения и поощряли их деятельность. В пресвитерианской церкви существовала и более консервативная фракция, которая презирала работы ученых эпохи Просвещения и даже пыталась отлучить философа Дэвида Юма (1711-1776) от церкви за ересь. Умеренная фракция церкви, имевшая более тесные связи, защитила Юма от отлучения.
Умеренный пресвитерианец Уильям Робертсон (1721-1793) стал директором Эдинбургского университета и в 1750 году основал одно из самых выдающихся интеллектуальных сообществ шотландского Просвещения. Эдинбургское Избранное Общество Робертсона включало в себя таких известных людей, как Юм, философ и историк Адам Фергюсон (1723-1816) и экономист Адам Смит (1723-1790).
Подобно парижским салонам французского Просвещения, многочисленные общества чтения и интеллектуальные мужские клубы, возникшие по всему Эдинбургу, способствовали успеху города. В отличие от Парижа, где женщины часто устраивали салоны, шотландские культурные нормы исключали женщин из интеллектуальных собраний Эдинбурга, за редким исключением, таким как поэтесса и светская львица Элисон Кокберн (1712-1794). Современная женщина вряд ли захотела бы жить в Эдинбурге XVIII века, но мужчины того времени находили бесценными возможности для общения и дебатов, предоставляемые различными клубами города. Французский писатель Вольтер в 1762 году заметил, что “сегодня именно из Шотландии мы [европейцы] черпаем правила вкуса во всех искусствах, от эпической поэзии до садоводства”.
Шотландия оставила свой след в литературной сфере, породив таких деятелей, как неподражаемый поэт Роберт Бернс (1759-1796) и эдинбургский романист сэр Вальтер Скотт (1771-1832). Шотландия также стала пионером новых ландшафтных, архитектурных и интерьерных вкусов. Во многом это заслуга эдинбургского архитектора Роберта Адама (1728-1792), получившего образование и воспитание в Эдинбурге. Вместе со своим братом Джеймсом (1730-94) он разработал новый подход к архитектуре, известный как “стиль Адама”. Стиль Адама повлиял на архитектуру многих зданий в Англии 18 века, Шотландии, России и Соединенных Штатах после обретения независимости, где он превратился в так называемый “федеральный стиль”. Шотландия также лидировала в портретной живописи благодаря таким эдинбургским художникам, как Аллан Рамсей (1713-1784) и сэр Генри Рэберн (1756-1823).
Шотландское Просвещение внесло большой вклад в искусство и гуманитарные науки, но оно также дало начало новаторской работе в области естественных наук. Томас Джефферсон в 1789 году писал: “В том, что касается науки, ни одно место в мире не может претендовать на конкуренцию с Эдинбургом”. Эдинбургский геолог Джеймс Хаттон (1726-1797) переосмыслил свою область, разработав многие фундаментальные принципы своей дисциплины. Химик и физик Джозеф Блэк (1728-1799), учившийся в Эдинбургском университете, открыл углекислый газ, магний и важные термодинамические понятия скрытой теплоты и удельной теплоты.
Врач Уильям Каллен (1710-1790) способствовал превращению Эдинбургской медицинской школы в ведущий центр медицинского образования в англоязычном мире. Он помог подготовить многих известных ученых, включая Блэка и анатома Александра Монро (1733-1817). Монро был первым, кто подробно описал лимфатическую систему человека. Сэр Джеймс Янг Симпсон (1811-1870), принятый в Эдинбургский университет в четырнадцатилетнем возрасте, разработал хлороформный наркоз. Это изобретение значительно улучшило состояние пациентов хирургии. Оно также спасло королеву Викторию и бесчисленное множество других женщин от ненужных страданий во время родов.
Шотландское Просвещение также способствовало развитию математики и инженерного дела. Математик и профессор Эдинбургского университета Колин Маклаурин (1698-1746), вундеркинд, поступивший в университет в возрасте 11 лет, внес заметный вклад в развитие геометрии и алгебры. Инженер-строитель Томас Телфорд (1757-1834), некоторое время работавший в Эдинбурге, был настолько плодовит, что получил прозвище Colossus of Roads (игра слов: одно из семи чудес древнего мира — Colossus of Rhodes). Шотландский инженер и изобретатель Джеймс Уатт (1736-1819) значительно усовершенствовал конструкцию парового двигателя и тем самым помог совершить промышленную революцию.
Американский писатель Эрик Вайнер утверждает, что ключом к внезапному и неожиданному успеху Эдинбурга стала шотландская практичность. Британская энциклопедия, которая была основана в Эдинбурге в 1768 году и, таким образом, тоже была изобретением шотландского Просвещения, также утверждает, что в основе разнообразных достижений города лежало несколько заметных достижений шотландской философии, все из которых имели практическую направленность. Эти достижения включали в себя скептическое отношение к так называемой рационалистической школе мысли (которая считала, что все истины могут быть выведены только с помощью разума), акцент на эмпирических методах научного исследования, появление философии “здравого смысла” и попытки разработать науку о человеческой природе.
Популяризация эмпиризма была одним из величайших вкладов шотландского Просвещения в прогресс человечества. В свою очередь, “реализм здравого смысла”, выдвинутый такими мыслителями, как Фергюсон, делал акцент на наблюдениях за реальным миром, а не на абстрактном теоретизировании, и считал, что необразованный простой человек равен интеллектуалу в вопросах здравого смысла. Реализм здравого смысла повлиял на мышление отцов-основателей США Томаса Джефферсона, Джона Адамса и других. “Трактат о человеческой природе” Юма (1739), одно из самых влиятельных философских произведений в истории, стал основополагающим текстом когнитивной науки.
Стремление понять поведение человека породило не только когнитивную науку, но и экономику. Адам Смит считается основателем современной экономики. Его “Исследование природы и причин богатства народов” (1776) было одним из первых трудов, в котором рассматривались такие темы, как разделение труда и преимущества экономики свободной торговли (в отличие от меркантилизма и протекционизма). Эта работа не только повлияла на экономическую политику вскоре после ее публикации, но и определила термины экономических дебатов на многие столетия. Каждый важный экономический мыслитель со времен Смита, включая тех, кто решительно не соглашался со Смитом, например, Карл Маркс, тем не менее, ссылался на шотландца.
Создав область экономики, Смит помог человечеству задуматься о политике, способствующей процветанию. Эта политика, включая экономическую свободу, за которую выступал Смит, впоследствии помогла поднять уровень жизни до таких высот, которые были бы немыслимы для Смита и его современников.
Эдинбург был невероятным центром прогресса. Относительно небольшое, неухоженое и негостеприимное место вышло из столетия нестабильности, чтобы взять мир штурмом. Успеху города способствовали широкое распространение грамотности, открытость мышления, напряженные дебаты на интеллектуальных собраниях и практическая основа. Эдинбург был, по сути, небольшим университетским городом, который значительно превзошел себя в человеческих достижениях. Отец-основатель Америки Бенджамин Франклин отмечал, что “Эдинбургский университет обладает таким набором поистине великих людей… какие когда-либо появлялись в любой эпохе или стране”. За свои бесчисленные достижения, и особенно за то, что он подарил человечеству эмпиризм и экономику, шотландский Эдинбург эпохи Просвещения по праву является нашим восемнадцатым центром прогресса.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев