Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Клаудио Грасс
Началось: Цифровые деньги центральных банков скоро появятся в нашей жизни

В середине ноября, пока весь мир был сосредоточен на кризисе в Украине, промежуточных выборах в США и других “громких событиях”, которые СМИ сочли более важными, в мировой финансовой системе произошел поистине судьбоносный сдвиг. На первый взгляд это может показаться небольшим шагом, но он способен привести к реальным и, возможно, необратимым изменениям в том, как мы используем деньги, или, лучше сказать, как они используют нас.

Как сообщило 15 ноября агентство Reuters, “мировые банковские гиганты начинают 12-недельный эксперимент по внедрению цифрового доллара совместно с Федеральным резервным банком Нью-Йорка. Citigroup Inc, HSBC Holdings Pl, Mastercard Inc и Wells Fargo & Co — одни из финансовых компаний, участвующих в эксперименте вместе с инновационным центром ФРС Нью-Йорка, говорится в их заявлении. Проект, который называется “сеть регулируемой ответственности”, будет проводиться в тестовой среде и использовать смоделированные данные, заявили в ФРС Нью-Йорка. В ходе эксперимента будет проверено, как банки, использующие цифровые долларовые токены в общей базе данных, могут помочь ускорить платежи”.

Показательно, что на эту историю не обратили практически никакого внимания. Большинство СМИ упомянули о ней вскользь и не предложили практически никакого контекста, который позволил бы ничего не подозревающему читателю осознать последствия этого события. Не было никакого обсуждения или дебатов о том, что это значит или как это может повлиять на рядовых граждан, и никто из политиков, чиновников ФРС или других ответственных фигур не обратил на это внимание и не привел аргументов ни за, ни против. Единственным заметным исключением был один известный человек, который заметил событие, которое может означать начало тектонического сдвига, и решил, что остальной мир тоже должен обратить на это внимание: Эдвард Сноуден.

Контекст, который должен был быть предоставлен среднему читателю новостей, не обязательно знакомому с концепцией CBDC (цифровых валют центрального банка), должен был включать в себя хотя бы краткое объяснение того, что это такое, каким целям служит и чем отличается от существующих фиатных бумажных денег. Как я уже говорил в предыдущих статьях, ставки слишком высоки, чтобы люди могли игнорировать эти изменения. Тот, кто контролирует деньги, контролирует все, и распространение CBDCs угрожает сделать этот контроль абсолютным, закрыв все маленькие лазейки свободы, которые еще могут существовать сегодня.

Для большинства граждан, сберегателей и налогоплательщиков переход на цифровой доллар может показаться безобидным и даже полезным, учитывая, что у большинства населения цифровизация сегодня ассоциируется с удобством и скоростью. Действительно, если не разбираться в тонкостях истории денежного обращения, фиатных денег и цифровых валют, эта концепция покажется совершенно безобидной. Но даже для тех, кто понимает эти вещи, может показаться, что такой шаг ничего не меняет. В конце концов, деньги есть деньги, будь то физические или цифровые, они все равно ничем не обеспечены, верно?

Это действительно так, но это еще не все. В то время как сама валюта по-прежнему не будет ничего стоить, ее цифровая форма будет иметь массу преимуществ и выгод для центральных планировщиков. Как сказал Эсвар Прасад, профессор торговой политики и экономики Корнельского университета:

Следует признать, что CBDC создает новые возможности для монетарной политики. Если бы у всех нас были счета в CBDC вместо наличных денег, то в принципе можно было бы ввести отрицательные процентные ставки, просто сократив остатки на счетах CBDC. Станет намного проще “разбрасывать деньги с вертолета”. Если бы у каждого был счет в CBDC, можно было бы легко увеличить остатки на этих счетах.

По сути, это означает, что возможности выбора и финансовый суверенитет, которые еще остались в нынешней системе, могут быть легко уничтожены CBDCs. И на карту поставлена не только финансовая свобода: эти централизованные цифровые валюты могут использоваться правительствами для наблюдения, контроля и даже прямого наказания инакомыслящих, блокируя транзакции, замораживая их счета или конфискуя их активы. Кому-то это может показаться надуманным, но это, вероятно, те же люди, которые считали китайскую “систему социального кредита” невозможной вплоть до момента ее реального внедрения.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев