Американский диссидент. Наследие Мюррея Ротбарда
Мюррею Ньютону Ротбарду, возможно, самому большому врагу государства второй половины XX века, сегодня исполнилось бы 97 лет.
К сожалению (или к счастью) люди не очень похожи на лососей, которые могут в массовом порядке плыть против течения. Большинство людей по умолчанию “плывут по течению” и позволяют темпу событий определять свою жизнь. Относительно немногие сознательно принимают решение отвергнуть существующий порядок вещей, объявить его глубоко ошибочным и действовать в соответствии с этим решением.
Ротбард был одним из этих немногих.
Государство как государство
Величайшим практическим достижением Ротбарда стала демистификация государства — образования, которому, чтобы выжить, нужно защищаться апологиями и окружить себя вооруженными людьми. До появления его классической работы “Анатомия государства” наблюдалось серьезное затишье в содержательных работах о государстве как государстве, о том, чем на самом деле является государство и что оно обязательно подразумевает.
Оправдания государства, придуманные работающими на него наемными научными работниками, служат для маскировки фактического функционирования этой структуры. Поскольку государство не имеет самостоятельного сознания, оно является лишь обозначением для людей, которые его составляют. Единственное различие между людьми, составляющими государство, и плебеями за его пределами — это политическая власть, которая, по словам Франца Оппенгеймера, представляет собой способность удовлетворять свои материальные потребности с помощью принуждения.
Поскольку государство не является самостоятельным субъектом, то не может существовать и особой этики, применимой только к нему,. (Еще глубже — как вообще может существовать “особая” этика?)
Следовательно, государство — это слово для обозначения составляющих его людей, пользующихся политической властью, которые, тем не менее, действуют в рамках той же этики, что и любой небюрократ. Поскольку государство занимается налогообложением, призывом в армию, регулированием бизнеса, ведением войны, социальным обеспечением, цензурой и заключением в тюрьму, из этого следует, что государство — это самая большая и в высшей степени преступная организация. Самый жестокий мафиози и самый жестокий феодальный барон не может соперничать с государством, — такова была мысль Ротбарда.
Неудивительно, почему академическая наука — интеллектуальный телохранитель государства, — не слишком его любила.
Победа радикалов
Вооруженный учением своего наставника Людвига фон Мизеса о том, что социализм не может долго существовать из-за невозможности экономического расчета и угасания революционного энтузиазма, Ротбард увидел трещины в советском социализме задолго до своих современников. Его биограф Джастин Раймондо приводит такое высказывание:
“Я не являюcь экспертом в такой степени, чтобы сказать, [насколько] далеко этот прогресс уже зашел в Советском Союзе. Но дело в том, что, по природе вещей, он должен идти, и его значение будет расти с течением времени. Если мы осознаем это и вспомним, что революционное вдохновение всегда, исторически, угасало через некоторое время, мы увидим, что время на нашей стороне, и поймем, что нам не нужно окапываться для долгой и кровавой битвы на смерть с врагом, который уже разрушается изнутри”.
Хотя победа была далеко не полной, точка зрения Ротбарда и других, подобных ему исследователей, получила подтверждение, когда Советский Союз и его прогнившие государства-сателлиты рухнули под тяжестью собственных бюрократий, как он и предсказывал. После смерти председателя Мао Китай отказался от построения коммунизма и перешел к постепенной экономической либерализации. Запад пожинал плоды своей собственной либерализации, убедившись в ошибочности послевоенного кейнсианского консенсуса.
Если у Ротбарда и движения за свободу по всему миру и есть политическое наследие, которое можно увидеть в ежедневных газетах, то это неприятие откровенного социализма.
Свобода после Ротбарда
К сожалению, достижения, за которыми экономист наблюдал в последние годы своей жизни, не получили должного развития, не говоря уже о продвижении вперед.
Организация Freedom House измеряет динамику гражданских свобод во времени, и с 2006 года наблюдается зловещая тенденция: каждый год все больше стран становятся все менее свободными. По ее оценкам, в 2021 году только каждый пятый человек будет жить в свободных странах.
Их определение свободы, конечно, относительное, а не абсолютное, и в результате они привычно закрывают глаза на бесчинства якобы свободных западных государств. Ротбард вряд ли назвал бы свободным государство с прогрессивным подоходным налогом, отчуждаемой собственностью, контролем над оружием, воинской повинностью, тюремно-промышленным комплексом и регулярной армией.
Великая рецессия, которая застала врасплох политиков в Вашингтоне, но была полностью предсказуема с точки зрения Ротбарда, еще больше поставила банковское дело под контроль государства и послужила стартовой площадкой для роста расходов во времена Обамы. Поскольку приверженность рыночной экономике Дональда Трампа тоже была весьма сомнительна, не стоит удивляться, что он тратил даже больше, чем его предшественник; а президент Байден тратит еще больше, чем Трамп.
Чтобы действительно увидеть, где мир пошел наперекосяк после времени Ротбарда, нужно отложить в сторону государственные расходы и связанные с ними показатели и сосредоточиться на других вещах — тех, которые в его время были немыслимы.
Коронавирус, а точнее то, как государство отреагировало на него, показывает это лучше всего. Китай запер сотни миллионов людей в своих квартирах. Австралия построила ГУЛАГи. Великобритания арестовывала людей за нахождение вне дома. Словения запретила невакцинированным покупать бензин. Новая Зеландия отгородилась от остального мира. Европа ввела паспорта вакцинации.
Угнетения за рубежом — это одно, и человека, видевшего ужасы двадцатого века, они бы не удивили; но то же самое у себя дома — совсем другое дело.
Американские церкви были закрыты, и многие из них никогда не открывались вновь. Американские предприятия были закрыты, многие из них также никогда больше не открывались. Сначала были введены обязательные маски, а затем и вакцинация, причем в определенный момент более 100 миллионов американцев оказались под этими “обязательствами”. Американское правительство начало еще сильнее шпионить за своим собственными гражданами. Коронавирус принес на американскую землю такое угнетение, которое едва ли существовало в этой стране.
Жаль, что с нами не было Ротбарда и его печатной машинки, чтобы разоблачать этот абсурд.
Счастливый воин
Эти неудачи на пути к свободе реальны, но сутью мировоззрения Ротбарда было никогда не успокаиваться и всегда идти вперед, именно поэтому он написал книгу “К новой свободе” — подробные планы анархо-капиталистического общества.
В отличие от других политических аутсайдеров, которые часто были довольно мрачными людьми, Ротбард был жизнерадостным человеком и называл себя “счастливым воином”. Он прожил свою жизнь и вел свои битвы с бодрым настроением, которое движение за свободу должно перенять, особенно после тяжелых поражений последних нескольких лет. Даже оставив на время в стороне все его прозрения, настоящую библиотеку, которую он написал, и принципы, которые он разъяснил, движение за свободу должно совершенно точно взять из его наследия одно — быть такими, каким был он: счастливыми воинами.
С днем рождения Мюррей Ротбард, и пусть таких, как вы, будет как можно больше.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев