1789: Первое, что сделало новое американское правительство, — подняло налоги
Возможно, вас удивит, (хотя это и не должно удивлять), что одним из первых актов нового Конгресса, созданного в соответствии с Конституцией, была налоговая программа, настолько же масштабная, как и та, что была навязана колониям Великобританией. Оказалось, что налогообложение с представительством может быть таким же деспотичным, как и налогообложение без представительства и даже хуже.
В высшей степени иронично, что первым же важным актом нового Конгресса стало налогообложение на уровне, который заставил бы Британию гордиться собой. В самом начале первой сессии 1 июня 1789 года был принят единственный закон, который назначил время, когда должностные лица правительства США — сенаторы, члены палаты представителей, судьи и т.д. — должны были принести присягу. Настоящая работа началась в следующем месяце, и принятый Конгрессом законопроект был подписан Джорджем Вашингтоном 4 июля 1789 года.
Во время первой сессии Конгресса был принят Тарифный акт, который вводил налоги для штатов. Новая Конституция давала право вводить налоги, и это было одним из главных отличий ее от правительства, существовавшего в рамках Статей Конфедерации. Однако следует отметить, что в Конституции были указаны конкретные причины, по которым центральное правительство могло облагать народ налогом. Эти положения можно найти в Конституции США, в статье I, раздел 8. Эти положения включают выплату военных долгов и другие конкретные цели. Полномочия по налогообложению ограничивались тем, что было перечислено в этом разделе, и сторонники Конституции говорили, что эти полномочия немногочисленны и четко определены.
Тарифный закон 1789 года объединяет налогообложение в конституционных целях и налогообложение в неконституционных целях в одном и том же акте. Это обычная тактика правительства во все века для оправдания чрезмерного налогообложения. Например, Закон о национальных школьных обедах 1946 года, действие которого продолжается и по сей день, смешивает цель обеспечения благополучия детей и их питания с поощрением и искусственным субсидированием определенных сельскохозяйственных компаний. Во введении к Тарифному акту 1789 года, официально названному “Акт об установлении пошлин на товары и изделия, импортируемые в Соединенные Штаты”, мы можем ознакомиться с причиной, по которой были созданы эти налоги:
СЕК. 1. Принимая во внимания, что для поддержания правительства, погашения долгов Соединенных Штатов и поощрения производства необходимо взимать пошлины с товаров и изделий, импортируемых в Соединенные Штаты…".
Те, кто знаком со статьей I, разделом 8 Конституции, смогут понять, какие причины налогообложения предусмотрены Конституцией, а какие нет, но ниже будет дана подсказка, чтобы пояснить суть:
СЕК. 1. Принимая во внимание, что для поддержания правительства, погашения долгов Соединенных Штатов и поощрения производства необходимо, чтобы пошлины взимались с товаров и изделий, импортируемых … (выделено автором).
Выделенная жирным шрифтом часть — это цель, упомянутая в Конституции, для которой правительство может взимать законный налог.
СЕК. 1. Принимая во внимание, что для поддержания правительства, погашения долгов Соединенных Штатов и поощрения производства необходимо взимать пошлины с импортируемых товаров и изделий… (выделено автором).
Выделенная жирным шрифтом часть во второй цитате не является законной конституционной причиной для правительства облагать народ налогом. Тип мышления, предполагающий, что отечественный бизнес нуждается в защите со стороны государства от иностранной конкуренции, а также что молодая промышленность не сможет выжить без помощи государства является продуктом экономической системы под названием меркантилизм. Протекционистские тарифы — налоги на иностранный импорт, которые повышали цены для отечественных потребителей — позволяли отечественным предприятиям продавать товары населению по более высоким ценам.
Такова была позиция Александра Гамильтона, протекционистские теории которого и дали нам современное правительство. Эта позиция была подхвачена Линкольном и Республиканской партией, чья платформа всегда строилась вокруг тарифов — очень часто за счет Юга — для защиты обрабатывающей промышленности Севера от иностранной конкуренции и финансирования государственных проектов. Реакция на это со стороны южных популистов привела к принятию Шестнадцатой поправки, подоходного налога, в 1913 году. Южные фермеры, которые были перегружены тарифами, выгодными для северной промышленности, считали, что подоходный налог коснется только богатых северян. Каков же был результат? Бремя и тарифов, и подоходного налога легло на всех.
Меркантилизм и протекционизм приводят к коррупции и позволяют правительству выбирать компании-фавориты, которым предоставляется особый режим за счет налогоплательщиков. И наоборот, бизнес получает возможность чрезмерно вмешиваться в работу правительства, получая и используя политическую власть. Одной из причин укоренения этой системы является то, что она защищает — в извращенной форме — рабочие места.
Меньший выбор и более высокие цены делают нас беднее, а не богаче. И именно таким и было первое существенное решение, принятое новым правительством — обложить налогом перечисленные ниже товары:
- Дистиллированные спиртные напитки, ямайская выдержка — 10 центов за галлон
- Другие дистиллированные спиртные напитки — 8 центов за галлон
- Патока — 2,5¢ за галлон
- Вино Мадера — 18¢ за галлон
- Другие вина — 10¢ за галлон
- Пиво, эль или портер в бочках — 5¢ за галлон
- Сидр, пиво, эль или портер в бутылках — 20¢
- Солод — 10¢ за бушель
- Коричневый сахар — 1¢ за фунт
- Сахар-рафинад — 3¢ за фунт
- Другие виды сахара — 1,5 за фунт
- Кофе — 2,5¢ за фунт
- Какао — 1¢ за фунт
- Сальные свечи — 2¢ за фунт
- Свечи из воска или спермацета — 6¢ за фунт
- Сыр — 4¢ за фунт
- Мыло — 2¢ за фунт
- Сапоги — 50¢ за пару
- Ботинки, тапочки или галоши из кожи — 7¢ за пару
- Туфли или тапочки из шелка — 10¢ за пару
- Кабели — 75¢ за 112 фунтов
- Смоленый кордаж — 75¢ за 112 фунтов
- Незасмоленный шнур и пряжа — 90¢ за 112 фунтов
- Шпагат или нитки — 200¢ за 112 фунтов
- Некованая сталь — 56¢ за 112 фунтов
- Гвозди и шипы — 1¢ за фунт
- Соль — 6¢ за бушель
- Табак промышленного производства — 6¢ за фунт
- Нюхательный табак — 10¢ за фунт
- Индиго — 16¢ за фунт
- Шерстяные и хлопковые карты — 50¢ за дюжину
- Уголь — 2¢ за бушель
- Маринованная рыба — 75¢ за баррель
- Сушеная рыба — 50¢ за центнер
Чаи из Китая или Индии:
- Чай байховый — 6¢ за фунт
- Сушонг или черный чай — 10¢ за фунт
- Хайсонский чай — 20¢ за фунт
- Другие зеленые чаи — 12¢ за фунт
Чаи, импортированные из Европы:
- Чай байховый — 8¢ за фунт
- Сушонг или черный чай — 13¢ за фунт
- Чай хайсон — 26¢ за фунт
- Другие зеленые чаи — 16¢ за фунт
Чаи, импортируемые другим способом:
- Чай байховый — 15¢ за фунт
- Сушонг или черный чай — 22¢ за фунт
- Хайсонский чай — 45¢ за фунт
- Другие зеленые чаи — 27¢ за фунт
Товары, изделия и товары (кроме чая), импортируемые из Китая или Индии:
- Смотровые стекла, оконное и другое стекло (кроме черных бутылок) — 10% от цены
- Китайская, каменная и глиняная посуда — 10% от цены
- Порох — 10% от цены
- Масляные краски — 10% от цены
- Обувные и коленные пряжки — 10% от цены
- Золотые и серебряные кружева — 10% от цены
- Сусальное золото и серебро — 10% цены
- Книги бланков — 7,5% от цены
- Бумага для письма, печати или оберточная бумага — 7,5% от цены
- Бумажные подвесы и паспарту — 7,5% от цены
- Кабинетная утварь — 7,5%
- Пуговицы — 7,5%
- Седла — 7,5%
- Кожаные перчатки — 7,5%
- Шапки из бобрового меха, меха, шерсти или их смеси — 7,5%
- Готовые столярные изделия — 7,5%
- Отливки из чугуна, просечного и прокатного железа — 7,5%
- Кожа (дубленая, выделанная или изготовленная) — 7,5%
- Трости, палки для ходьбы и кнуты — 7,5%
- Готовая одежда — 7,5%
- Щетки — 7,5%
- Золотые, серебряные, плакированные изделия, ювелирные изделия — 7,5%
- Якоря, кованые, оловянные и оловянные изделия — 7,5%
- Игральные карты — 10 центов за пачку
- Кареты — 15%; колесницы — 15%; другие четырехколесные повозки — 15%; шезлонги, одиночные или двухколесные повозки — 15%
- На все другие товары, изделия и товары — пять процентов от их стоимости на момент и в месте ввоза….
Также,
С 1 декабря 1790 года и далее: конопля — 60 центов за 112 фунтов; хлопок — 3 цента за фунт (раздел 4). Сушеная рыба — 5 центов за центнер; маринованная рыба — 5 центов за бочку; соленая провизия — 5 центов за бочку (раздел 5)
Раздел 5 предусматривал 10-процентную скидку с вышеуказанных пошлин, если суда, на которых перевозились эти товары, были построены в США и полностью принадлежали гражданам США или были построены в иностранных государствах, но принадлежали США после 16 мая 1790 года.
Раздел 6 гласил, что действие закона продлится до 1 июня 1796 года.
Все эти товары — включая чай — облагались налогом правительством Соединенных Штатов. По иронии судьбы, закон был подписан 4 июля 1789 года — ровно через тринадцать лет после подписания Декларации независимости. Через тринадцать лет после того, как колонии отделились от Великобритании и стали независимыми государствами из-за (среди прочего) несправедливого налогового бремени и монопольных торговых ограничений, новое правительство, сформированное ими на основе Конституции, начало действовать по той же схеме.
Это не должно быть сюрпризом. Причиной, по которой Джордж Вашингтон в конечном итоге принял участие в Филадельфийском конвенте (1787) — после того, как многие предыдущие планы конвентов по пересмотру Статей потерпели неудачу — была его тревога по поводу налогового восстания, названного “восстанием Шейса”. Сам Вашингтон — по настоянию Александра Гамильтона — создал прецедент использования федеральных сил (тринадцать тысяч человек) для подавления местного налогового бунта во время “восстания виски” в 1791 году. “Восстание виски” было, по сути, прямым результатом Тарифа 1789 года.
Этот прецедент закономерно привел к войне, которая унесла жизни большего числа американцев, чем все войны с того времени до 1990-х годов — Гражданской войне. Хотя рабство нельзя сбрасывать со счетов, игнорировать налоговый вопрос Гражданской войны совершенно неверно. Приоритетами Линкольна — если следовать его Первому инаугурационному обращению — были готовность к переговорам по вопросу рабства, но нежелание вести переговоры о налоговых поступлениях. Линкольн хотел подчинить себе вопросы налогов и доходов, и с тех пор это стало нормой для федерального правительства США. Однако, возможно, вина за это лежит на Конституции, которая наделила правительство США самой большой властью — властью взимать налоги.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев