12 мифов способствующих расширению государства во время кризиса
Во время так называемых чрезвычайных ситуаций множество критически важных стратегий принимались органами власти (конгрессом и президентом) в большой спешке. Например, в течение первых “ста дней” администрации Франклина Д. Рузвельта весной 1933 года правительство отказалось от золотого стандарта, ввело в действие систему широкомасштабного контроля, ввело новые налоги, начало субсидировать сельское хозяйство и начало реализовывать план по картелизации обрабатывающей промышленности страны. В 2001 году в спешке был принят “Патриотический акт”, хотя ни один член Конгресса не прочитал его полностью. Начиная с сентября 2008 года правительство и Федеральная резервная система реализовали серию экстренной помощи, ссуд, программ “стимулирующих” расходов, частичное или полное поглощение крупных банков и других крупных фирм, действуя на каждом этапе в большой спешке.
Реализация политики правительства по любому важному вопросу сопряжена с серьезными рисками, но разработка политики в кризисной ситуации стоит отдельно от более осознанного процесса, в ходе которого обычно вводится в действие новое законодательство или новые меры регулирования. Поскольку формальные институциональные изменения — какими бы поспешными они ни были — имеют сильную тенденцию закрепляться, оставаясь в силе в течение многих лет, а иногда и многих десятилетий, выработка политики в отношении кризиса внесла значительный вклад в долгосрочный рост правительства через эффект храповика, благодаря которому “временные” чрезвычайные меры расширяют размер, масштаб и власть правительства.
Ниже представлены двенадцать основных идей, которые снова и снова выдвигаются в ситуациях, когда под действием страха правительство стремится принять срочные меры, долгосрочные последствия которых часто оказываются контрпродуктивными.
-
Такого еще никогда не было. Если бы существующий кризис рассматривался как просто последний инцидент в серии аналогичных кризисов, политики и общественность были бы более склонны расслабиться, понимая, что если мы и раньше плавали в этих бурных водах, мы можем сделать это и сейчас. Страхи исчезнут. Преувеличенные сценарии судного дня будут отвергнуты как надуманные и неправдоподобные. Такое послабление, однако, не пойдет на пользу спонсорам чрезвычайных правительственных мер, независимо от того, какие мотивы ими двигают. Страх — отличный мотиватор, поэтому у сторонников расширения области деятельности правительства есть стимул представлять текущую ситуацию как беспрецедентную и, следовательно, уникально угрожающую, если только правительство не вмешается, чтобы спасти положение.
-
Если правительство не вмешается, ситуация будет становиться все хуже и хуже. Кризис всегда представляет собой какое-то ухудшение чего-либо: объем производства в экономике упал; цены сильно выросли; на страну напали иностранцы. Если бы такие неблагоприятные события рассматривались как разовые, тогда люди могли бы удовлетвориться сохранением институционального статус-кво. Если, однако, люди воображают, что неблагоприятные события будут продолжаться и, возможно, будут набирать силу, то они будут возражать против реакции “ничего не делать”, мотивируя это тем, что “что-то должно быть сделано”, чтобы не допустить, чтобы все закончилось катастрофой. Чтобы ускорить принятие в Конгрессе в 2001 году огромного и сложного законопроекта о “борьбе с терроризмом”, Джордж Буш сослался на призрак еще одного готовящегося террористического нападения. Барак Обама, ссылаясь на призрак экономического коллапса, в начале 2009 года поспешил протолкнуть через Конгресс огромный Закон о восстановлении экономики и реинвестициях, прежде чем какой-либо законодатель его усвоил. В своей статье в “Вашингтон Пост” от 5 февраля 2009 г. он написал: “Если ничего не будет сделано… наша страна еще больше погрузится в кризис, который в какой-то момент мы, возможно, не сможем повернуть вспять” 1. На пресс-конференции 9 февраля он заявил, что “бездействие только усугубит этот кризис” и “может превратить кризис в катастрофу” 2.
-
Мы должны действовать немедленно. В своей инаугурационной речи Франклин Д. Рузвельт заявил: “нация требует действий, и прямо сейчас” Затем он перешел к разговору о самой ужасной проблеме современности — массовой безработице. “Наша величайшая первостепенная задача — заставить людей работать … Это может быть выполнено отчасти путем прямого набора на работу самим правительством, которое будет относиться к этой задаче так, как если бы мы находились в чрезвычайной ситуации войны, но в то же время, используя эту работу для выполнения крайне необходимых проектов для стимулирования и реорганизации использования наших национальных ресурсов”. В любом случае “Народ хочет прямых, энергичных действий” 3.
Точно так же вскоре после вступления в должность Барак Обама заявил: “Ситуация ухудшается. Мы должны действовать и действовать сейчас же, чтобы сломить импульс этой рецессии”4.“Ничего не делать — это не вариант, — сказал он 9 февраля в Элкхарте, штат Индиана. — Ситуация, с которой мы сталкиваемся, не может быть более серьезной”, и “мы не можем позволить себе ждать”. 5 В своей статье от 5 февраля, перечисляя ряд целей, которые, по его словам, ожидаемый закон может достичь, он начал четыре следующих друг за другом абзаца словами “сейчас пора…” 6
-
Правительственные чиновники знают или могут быстро узнать, как решить проблему. Политика правительства, направленная на преодоление кризиса основана на предположении о том, что правительство знает, как оказать помощь. Правительственные чиновники могут иногда признавать, как в начале “нового курса”, что они точно не знают, как действовать, но при этом они утверждают, что “делать что-то” лучше, чем ничего не делать. Рузвельт утверждал, что правительство должно попробовать что-то, а если эта мера не удалась, то попробовать что-то другое. Таким образом, невежественные хаотические действия, опирающиеся на предположение, что “делать что-то” можно без затрат, неблагоприятных краткосрочных и долгосрочных последствий преподносятся как добродетель. Представители общественности не более опытные, чем само правительство, обычно соглашаются, что правительство должно “что-то попробовать”.
-
Мы можем с уверенностью полагаться на истеблишмент, поскольку он имеет необходимый опыт. Обычно, в качестве первого шага в реагировании на кризис правительство созывает совет экспертов или какую-то подобную группу мудрых мужчин и женщин. Эти эксперты неизменно набираются как из самого правительства, так и из групп, с которыми оно поддерживает дружеские отношения. В число экспертов часто входят те, кто отвечал за проведение государственной политики, которая и способствовала возникновению кризиса. Поэтому, независимо от того, насколько плохой была денежно-кредитная политика, правительство все равно обратится именно к министру финансов и главе Федеральной резервной системы с просьбой решить, возможно, вместе с другими, что делать дальше. В этом замкнутом круге диапазон возможных будущих действий, которые может предпринять правительство, почти всегда не превышает диапазон действий, предпринятых в прошлом. Следовательно, “эксперты” могут повторять одни и те же ошибки снова и снова.
-
Мы можем доверять правительству действовать ответственно и эффективно на основе опыта, которым оно располагает. Общественность надеется, что правительственные чиновники и приглашенные ими “мудрые люди” будут действовать в общественных интересах и эффективно организовывать свои действия. Если у политиков не хватает необходимых знаний, то такие надежды неуместны, потому что, как бы ни старались такие политики, они просто не знают, что делать. Однако, если у них действительно есть необходимые знания и опыт, они все равно могут действовать неправильно из-за политических, идеологических и личных интересов и связей.
Общественность склонна думать о кризисах как о механических проблемах: двигатель автомобиля не работает; политикам необходимо дать ему “толчок”. Однако кризисы редко бывают такими простыми. Чаще они отражают сложные и запутанные отношения между многими людьми, группами и странами, а отсутствие продуктивной координации, которое и представляет кризис, редко может быть восстановлено простыми политическими действиями, такими как “правительство должно удвоить свои расходы и полагаться на заемные средства” для покрытия дефицита бюджета. Сложные политические, социальные и экономические потрясения редко принимают форму, с которой могут справиться политики-активисты (многие кризисы могут сами о себе позаботиться, если только политики не будут им мешать).
-
Предполагается, что очевидные выгоды от быстрых действий правительства перевешивают их издержки и их фактические или потенциальные негативные последствия. Принятие кризисных решений не характеризуется тщательным анализом на основе затрат и выгод. Когда ситуация критична политики и представители общественности предполагают, что может быть принята политика с положительными чистыми выгодами. Однако, для этого предположения существует мало оснований. В условиях кризиса правительство может предпринять множество действий, издержки и риски которых значительно перевешивают любую выгоду, которую они могут принести. Скорее всего, вы сфокусируетесь на немедленных и видимых выгодах, не обращая внимания на отложенные и менее заметные издержки. Таким образом, политики, скорее всего, сломя голову ринутся туда, куда более расчетливые люди побоятся ступить.
-
Установление фактов, их изучение и обсуждение отнимают слишком много времени, и от них нужно отказаться в пользу немедленных действий. В апреле 1932 года, за год до начала Нового курса после прихода к власти Рузвельта, Феликс Франкфуртер в письме к Вальтеру Липпманну пожаловался, что “меры придумывались поспешно одна за другой… Эти меры называли экстренными усилиями, и любой призыв к их подробному обсуждению и поиску альтернатив расценивался как саботаж или как доктринерство, или как то и другое”. 7 События весенней сессии Конгресса 1933 года усугубили эти оценки на порядок.
Президент Обама также недавно заявил, что по поводу массового пакета “стимулов” было проведено достаточно дебатов, хотя этот пакет в спешке прошел через обе палаты Конгресса, ни одна из которых не остановилась для проведения слушаний по нему. “Мы не можем позировать и ссориться. Бесконечное промедление и паралич Вашингтона перед лицом этого кризиса принесут только усугубляющуюся катастрофу” 8.
-
Существующие структуры и действующие фирмы должны быть сохранены; новые структуры и фирмы немыслимы. Существующие должностные лица, бюрократы, менеджеры фирм и их владельцы имеют решающее политическое преимущество перед любыми альтернативами (“новыми участниками”). Следовательно, главная тема любого кризиса состоит в том, что нынешних политиков и капиталистов необходимо сохранить — поддержать, выручить, субсидировать — все, что нужно, чтобы спасти их и их нынешние организации.
На самом деле, однако, лучший способ справиться с некоторыми кризисами — это избавиться от людей и организаций, которые их вызвали. Например, банкротство — это не конец света, а просто конец существующих акционеров. Если у компании все еще есть ценные активы, они будут переданы новым и предположительно более компетентным менеджерам.
-
Если политика не приносит тех результатов, которые обещали ее сторонники, следует вкладывать в нее больше денег, пока она, наконец, не “заработает”. Эта презумпция применяется к политике правительства в целом, а не только к антикризисной политике в частности, но она приобретает особую силу во время чрезвычайного положения в стране, когда получение результатов считается как никогда необходимым.
К тому времени, когда Барак Обама стал президентом, Казначейство США и ФРС взяли на себя обязательства предоставить триллионы долларов в виде кредитов, вливаний капитала, гарантий по кредитам и для других целей. Тем не менее, экономика продолжала падать. Президент и его старшие советники не пришли к выводу, что эти меры не увенчались успехом. Наоборот, они решили, что они были слишком робкими. Президент Обама заявил журналистам, что после краха Японии в начале 1990-х годов японское правительство “не действовало смело и быстро”, хотя на строительные проекты были потрачены триллионы долларов. Точно так же министр финансов Тимоти Гайтнер на основании своего исследования стагнации в Японии пришел к выводу, что “расходы должны поступать быстро, большими дозами и продолжаться до тех пор, пока восстановление не укоренится”.9
-
Нас не должно сдерживать накопление государственного долга; нет никаких практических ограничений на сумму, которую правительство может безопасно занять. Политические чиновники, если это возможно, предпочитают финансировать свои расходы за счет займов, а не налогообложения. Таким образом, общественность не чувствует себя лишенной собственности и, следовательно, менее склонна противодействовать программам расходования средств. В условиях чрезвычайных ситуаций все более явной становилась тенденция предпочтения должностными лицами дефицитного финансирования, — на протяжении всей истории правительства брали большие займы для оплаты крупных войн. С наступлением эпохи Кейнса финансирование дефицита во время рецессий приобрело мнимое интеллектуальное обоснование, усиливая наклонности, которыми уже обладали политики. В настоящее время государственный долг растет беспрецедентными темпами, но лишь немногие люди высказывают серьезные возражения против программы государственных расходов на этом основании. Практически каждый, кто что-то значит в политике, руководствуется тем, что я называю “вульгарным кейнсианством”.
-
Ситуация требует, чтобы политики отложили в сторону политические маневры и действовали исключительно в интересах общества, и мы можем ожидать, что они будут действовать соответствующим образом. После того, как Вудро Вильсон добился объявления войны Конгрессом в 1917 году, он заявил, что “политика отложена”. Этой фразой он стремился передать мысль о том, что впредь он воздержится от обычных политических маневров и посвятит себя ведению войны наиболее эффективным образом, и что он надеется, что другие поступят так же. Мы не знаем, было ли его объявление об отсрочке искренним или было просто попыткой заклеймить тех, кто не согласен с его военной политикой, как политиканов и обструкционистов. Однако мы знаем, что партийные политические действия не прекратились ни с одной из сторон10.
Подобным образом президент Обама недавно заявил: “Мы находимся в одном из тех периодов в американской истории, когда у нас нет проблем республиканцев или демократов, у нас есть проблемы Америки. Мое обязательство как нового президента будет заключаться в том, чтобы протянуть руку обеим палатам, чтобы выслушать друг друга, а не просто поговорить, не пытаться диктовать, а попытаться создать партнерство … [Мы] … увязли в политике старого стиля с обеих сторон”. 11 Месяц назад он осудил “политический тупик, который стоит на пути наших действий, пока экономика продолжает падать”. И многообещающее: “Мы можем поставить хорошие идеи выше старых идеологических битв, а чувство цели — выше узкой партийности” 12. Однако, даже когда он сделал это заявление, партизанские маневры продолжались, как обычно, с обеих сторон в Конгрессе.
Политику нельзя игнорировать. Политика — это то, чем занимаются политики и группы политических интересов. Пристрастие неизбежно, поскольку политические акторы, стремящиеся к противоречивым целям, борются за максимальный контроль над правительством.
Глава 6 “Дюжина опасных презумпций антикризисной политики”, из книги “Заблуждения о власти” опубликованная Независимым Институтом
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев
-
Barack Obama, “The Action Americans Need,” Washington Post, February 5, 2009. ↩︎
-
Jacob Sullum, “Fear Is His Friend,” Reason, February 11, 2009, http://www.reason.com/news/show/131612.html. ↩︎
-
Franklin D. Roosevelt, First Inaugural Address, March 4, 1933, http:// www.bartleby.com/124/pres49.html. ↩︎
-
Quoted in Tom Baldwin, “Barack Obama gets to work on ‘very sick’ US economy,” The Times Online, January 6, 2009, http://www.timesonline.co.uk/tol/news/world/us_and_americas/us_elections/article5454714.ece. ↩︎
-
Quoted in Sullum, “Fear Is His Friend.” ↩︎
-
Obama, “The Action Americans Need.” ↩︎
-
Frankfurter as quoted in Larry G. Gerber, The Limits of Liberalism: Josephus Daniels, Henry Stimson, Bernard Baruch, Donald Richberg, Felix Frankfurter and the Development of the Modern American Political Economy (New York: New York University Press, 1983), 267–68. ↩︎
-
Quoted in Sullum, “Fear Is His Friend.” ↩︎
-
Both Obama and Geithner quoted in Sullum, “Fear Is His Friend.” ↩︎
-
Seward W. Livermore, Politics Is Adjourned: Woodrow Wilson and the War Congress, 1916–1918 (Middletown, Connecticut: Wesleyan University Press, 1966). ↩︎
-
Quoted in Baldwin, “Barack Obama gets to work.” ↩︎
-
Obama, “The Action Americans Need.” ↩︎