Liberty Education Project


Knowledge Is Freedom
Макс Бордерс
Понимание "подбрасывания": прагматический аргумент в пользу децентрализма и сатьяграхи

Когда генеральный директор Twitter Джек Дорси опубликовал в Твиттере ссылку на “Анатомию государства” Мюррея Ротбарда, для сторонников свободы это не прошло незамеченным. Несмотря на отсутствие контекста или комментариев, некоторые восприняли твит как способ Дорси сказать, нечто вроде я в настоящее время испытываю огромное давление со стороны государственных структур, но биткоин показал мне будущее.

Что это за будущее?

Апгрейд DOS

Мы так долго живем под DOS (демократическая операционная система), что большинству людей трудно представить что-либо, кроме Red App и Blue App. Или, если смешать метафоры, мы видим Синюю Команду на одном конце каната и Красную Команду на другом. Затем нас просят проголосовать за одну из команд, чтобы узнать, какую из них протащат по грязи. Вам скажут, что если вы не сыграете в эту игру, вы уклонитесь от своего долга и если вы не проголосовали, то у вас нет права жаловаться.

Американцев с самого детства воспитывают на идеях демократии, но теперь очевидно, что эта система просто консервирует постоянную войну между сторонниками разных партий. Каждая “сторона” надеется, что однажды ей удастся засунуть свой “Единственно верный путь” в глотку своим противникам. Но децентралисты видят вещи совсем иначе.

Хотя сентиментальная привязанность к голосованию и выборам кажется неистребимой, все больше людей начинают искать новые способы организации.

Я хочу доказать, что единственный способ выиграть — это сыграть в другую игру.

Децентрализм

Начнем с определения наших терминов. В отдельной статье на эту тему я определяю децентрализм примерно так:

[Децентралистский] взгляд на вещи — это общий скептицизм по отношению ко всем претензиям на политическую власть. Действительно, [децентралисты] в либеральной традиции не только скептически относятся к политической власти, но и считают, что любая правильная концепция справедливости должна исходить из согласия. Другими словами, каждый должен иметь возможность выбирать систему управления. Такая философия резко контрастирует с концепциями, которые опираются на гипотетический общественный договор или общую волю. Таким образом, мыслить как [децентралист] — значит защищать системы управления, основанные на согласии, и отвергать системы, основанные на принуждении.

Я понимаю, что даже самые идеалистические из нас не питают иллюзий, когда дело доходит до того, чтобы довести свои доводы до сведения сильных мира сего.

[Децентралисты] понимают, что политические власти вряд ли потерпят любые формы мирных объединений, которые бросают вызов их могуществу. И те, кто получает выгоду от государственных трансфертов, вряд ли откажутся от поддержки со стороны организаций, обещающих эти трансферты. Таким образом, и государственные прокси, и их просители имеют все стимулы бороться за власть.

Таким образом, жить в нашем мире как децентралист это значит бороться против власти. Эта борьба может показаться довольно знакомой, ведь все децентралисты настаивают на том, что обещали американские отцы-основатели — чтобы мы, управляемые, давали свое согласие.

Децентралисты не делают никаких предпочтений в отношении режима и способа управления. Наборы правил, из которых мы выбираем, могут быть похожи на правила израильского кибуца или префектуры Киото. Суть в самом выборе. Делать такой выбор означает двигаться дюйм за дюймом к децентрализованному порядку, основанному на согласии.

Единственно верный путь

Авторитаризм на подъеме. Все больше и больше людей думают, что обществом можно и нужно управлять административно. Все, что нужно, чтобы решить социальную проблему или помочь какой-то группе, — это принять закон, профинансировать программу и вырастить бюрократию.

Различие между левыми и правыми постоянно уменьшается. Каждая сторона усиливает нелиберальные меры социального контроля, когда ей это удобно. Левые связали свою судьбу с политикой идентичности, которая включает моралистические крестовые походы, крокодиловы слезы и шельмующую толпу. Правые стали просто реакционерами, движимыми грубым национализмом, имперскими военными устремлениями или ностальгией по времени, которого никогда не было. Обе стороны, готовы отвергнуть идею о том, что свобода и свободный поиск освещают наш мир. И ни одна из сторон, похоже, не желает обращать внимания на тот факт, что федеральный долг США сейчас составляет 135 процентов ВВП.

Поскольку каждая из сторон считает, что ее путь является единственно верным, они не оставляют места для других точек зрения, не говоря уже о других способах организации общества. Их титаническая война превратилась в непрерывное шоу, которое отвлекает всех нас от перспективы гуманного сотрудничества в рамках либерального, плюралистического порядка. Нам пора воспользоваться идеей этого порядка, пока эта перспектива не исчезла.

Новая игра

Учитывая масштабы политической власти, как нам играть в другую игру?

Политолог Джеймс Скотт напоминает нам, что больше “режимов было поставлено на колени тем, что когда-то называли “ирландской демократией”, — безмолвным, упорным сопротивлением, отказом от участия и твердостью миллионов простых людей, чем революционным авангардом или бунтующей толпой”.

Итак, сначала мы должны принять этот образ безмолвного упорного сопротивления. Везде, где это возможно, мы должны отказываться сотрудничать, отказываться подчиняться и делать издержки правоприменения слишком высокими для властей.

Затем мы должны практиковать сатьяграху. Это санскритское слово примерно означает “сила истины”, и Махатма Ганди учил своих последователей использовать сатьяграху против британского владычества. “Всадники свободы” и активисты движения за гражданские права использовали аналогичную тактику на Юге времен Джима Кроу. Несмотря на то, что оно оказывает огромное давление на могущественные иерархии, сатьяграха является ненасильственным средством.

Сегодня у нас есть технологические инструменты, которых никогда не было у Ганди или MLK. Итак, практикуя сатьяграху, мы должны делать это наилучшими доступными средствами — координируя усилия как асинхронно, так и в реальном времени. Это включает в себя открытие новых возможностей для “выхода”. Но я говорю не только о голосовании ногами, хотя это может быть плодотворным подходом, как вам скажут те, кто бежит из Калифорнии. Я также говорю о “голосовании” своими деньгами, которое включает голосование за новые деньги. Я также говорю о внедрении новых систем, чистым результатом которых будет создание новых рынков в управлении (governance).

Стратегии выхода

Давайте рассмотрим несколько примеров выхода, которые можно понимать как расширение сатьяграхи:

  1. Перейти на криптовалюты. Это не просто цифровые деньги. Они представляют собой тысячу альтернатив институциональным посредникам, в том числе самому большому посреднику. Погрузитесь в мир токенов. Там вы откроете для себя множество возможностей для параллельного управления. От распределенных автономных организаций (DAO) до смарт-контрактов и децентрализованных финансов, технология растет экспоненциально.

  2. Переехать в другой штат или страну. Вы, наверное, понимаете, что одним из самых свободных штатов США является Нью-Гэмпшир. Но знаете ли вы, что одно из самых свободных мест в мире находится на острове Роатан в Гондурасе? Prospera, новый проект государственно-частного управления, может похвастаться целостной системой общего права и сверхнизкими налогами. Возможно, переезд за границу не для вас. Но важно помнить, что оставаться на месте — тоже своего рода голосование.

  3. Уходите из Big Tech. Google манипулирует результатами поиска. Может быть, пора попробовать Presearch. YouTube подвергает цензуре и подыгрывает властям. Может, пора попробовать Odysee. Facebook и Twitter регулярно удаляют аккаунты тех, кто достаточно храбр, чтобы бросить вызов институциональным нарративам, а все ваши данные принадлежат Big Tech. Следите за развитием таких социальных сетей, как Junto; или попробуйте Minds или Mastodon прямо сейчас. (Возможно, Джек поставит Твиттер на блокчейн.)

  4. Уберите своих детей из государственной школьной системы. Пандемия заставила родителей и учеников обратиться к альтернативам, таким как “Сократический опыт” (ранее называвшийся “Пространство”). Многие понимают, что эти альтернативы не только лучше государственных школ, но и доступны по цене, тем более, что все большая часть наших налоговых платежей переводится в систему, которая, кажется, никогда не улучшится, и контролируется пристрастными профсоюзами учителей и приверженцами идентичности.

  5. Поддерживайте только те высшие учебные заведения, которые поддерживают либерализм. Не секрет, что большинство колледжей превратились в лагеря антилиберальной идеологической обработки. Но не все из них. Один из самых интересных колледжей в мире — Universidad Francisco Marroquin (UFM) в Гватемале. UFM преподает предпринимательство, и профессора являются предпринимателями. Какой бы колледж вы ни поддерживали, важно смотреть на него без розовых очков, в которых видна только университетская спортивная команда или ностальгическая “альма-матер”. Эти очки не дают вам увидеть гниль.

  6. Создавайте сильные местные сецессионистские движения. США образовались благодаря сецессионизму. Теперь федеральная власть выросла, как рак, как и предупреждали антифедералисты. Пора вернуться к духу 1776 года. Мы должны согласиться с идеей, что Союз в том виде, в каком он есть, больше не стоит сохранять. Пришло время сознательным людям бороться за самоопределение. Вот несколько активных сецессионистских движений. Или начните свое.

  7. Практикуйте уклонение от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов совершенно законно. На самом деле трудно найти кого-то, кто бы этого не делал. Главное — делать это хорошо. Это означает, что нужно подойти вплотную к юридическим барьерам, чтобы сохранить как можно больше своих доходов. Стратегии уклонения от уплаты налогов включают перевод вашего состояния в офшор и использование автомобилей до уплаты налогов. Существуют действительно умные советники, которые могут вам помочь.

  8. Создайте организацию взаимопомощи или присоединитесь к ней. Социальные благотворительные общества и организации взаимопомощи кажутся пережитком прошлого. Но люди, которые верят в то, что система льгот будет так же работать и через десять лет, должны подумать еще раз. Несмотря на огромные суммы, которые мы вынуждены вносить в почти неплатежеспособные системы, такие как Social Security и Medicare, нам нужно начать создавать собственные резервные планы. Системы взаимопомощи создают сообщество, поскольку его члены применяют местные знания и прямое управление.

  9. Создайте самоуправляемую организацию. Ганди приписывают высказывание: “Будьте тем изменением, которое вы хотите видеть в мире”. Такие философии управления, как самоуправление Morning Star и Holacracy, предлагают компаниям работать по правилам без правителей. Каждая новая компания, работающая таким образом, представляет собой точку данных, демонстрирующую, что мир без управленческого класса не только возможен, но и желателен.

Приведенный выше список, конечно, не является исчерпывающим. Я предлагаю эти примеры в надежде, что они послужат катализатором приверженности тому, что писатель Майкл П. Гибсон называет “подбрасыванием” (имеется в виду подбрасывание кубика или монеты, — прим.ред.).

В самом деле, Гибсон считает, что “подбрасывание” приведет к плюралистическому рынку в управлении. Он пишет: “Все законы должны быть строго добровольными для присоединения. Законодатели могут быть святыми, дьяволами или обезьянами с пишущими машинками — не имеет значения. Система присоединения / отказа позволяет выжить только хорошим законам. Плохие законы вытесняются из производства”. (См. Также “Сетевое государство” Баладжи Шринивасана.)

И это, ребята, то, что на самом деле означает согласие управляемых. И это о том, какие шаги может предпринять каждый из нас на пути к децентрализации. Придет ли человечество когда-нибудь к этому — это совершенно другой вопрос, но сейчас он по большей части бесполезен.

Больше стратегии, меньше идеализма

Децентрализация — это больше процесс, чем идеал, и, вероятно, потребуются десятилетия для того, чтобы истощились силы, направленные на защиту интересов иерархии и ее сторонников.

Так что давайте не будем тратить время на споры об идеальной справедливости, ведь мы должны искать способы практиковать сатьяграху прямо сейчас. Это включает в себя создание большого количества ниш, в которые можно сбежать. Каждая создаваемая нами возможность для выхода — это возможность внести свой вклад в будущий рынок управления. Имея рынки управления люди с большей вероятностью найдут системы, удовлетворяющие их потребности.

Цель состоит в том, чтобы освободить место для человеческой свободы среди близких к краху вестфальских государств. Пришло время провести тысячу экспериментов по “подбрасыванию”. Даже если удастся провести лишь несколько из этих экспериментов, эти ниши дают надежду, что вы найдете систему, более близкую к вашим идеалам.

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев