Liberty Education Project
Knowledge Is Freedom
Стивен Мур
Расширение государства в Америке

(Этот текст написан по материалам исследования 1993 года, очевидно с тех пор ситуация только ухудшалась, — прим. ред.)

Давайте начнем с простой, но жизненно важной предпосылки: правительство в Америке не должно делать множества вещей, которыми оно занято сегодня.

Соединенные Штаты обрели независимость более 200 лет назад, когда отцы-основатели создали национальное правительство с четкими и ограниченными обязанностями. Эти обязанности касались главным образом защиты внешней безопасности нации и обеспечения «внутреннего спокойствия». Во внутренней сфере внутренних дел основатели закладывали очень ограниченное вмешательство правительства в повседневную жизнь своих граждан. Они не создавали Министерство торговли, Министерство образования или Департамент жилищного строительства и городского развития. Это не было упущением: они просто не предполагали, что национальное правительство будет принимать активное участие в подобной деятельности.

Минимальное участие правительства в национальной экономике должно было финансироваться и осуществляться на уровне штатов и местном уровнях. И даже это минимальное вмешательство было ограничено властью Конгресса над торговлей между штатами, полномочиями, предоставленными Конгрессу основателями с целью предотвращения вмешательства правительств штатов в свободную торговлю.

Учитывая склонность правительств к росту, основатели добавили в Конституцию Билль о правах в качестве дополнительного средства защиты прав отдельных лиц от государства. Билль о правах должен был гарантировать, что правительство никогда не станет настолько большим, что сможет нарушить индивидуальные и экономические свободы американских граждан. Теперь эти свободы нарушаются. Соединенные Штаты постепенно трансформировались из страны, в которой практически нет правительственного присутствия на рынке, в страну, в которой правительство является доминирующим игроком в национальной экономике. Взгляните на следующие факты:

• В настоящее время на правительство работает больше американцев, чем во всем производственном секторе Америки.

• За последние 25 лет федеральное правительство потратило 2,5 триллиона долларов на социальное обеспечение и помощь городам. Этого достаточно для покупки всех активов компаний из списка Fortune 500, а также всей сельскохозяйственной земли в Соединенных Штатах.

• В 1987 году американские фермеры получили больше денег в виде государственных субсидий, чем от продажи урожая на рынке. Короче говоря, фермеры теперь производят продукцию для правительства, а не для потребителей США.

• Сегодня в трех штатах — Калифорния, Мэн и Нью-Йорк — почти половина всего дохода семей со средним доходом взимается правительством в счет подоходного налога, налога с заработной платы, налога на недвижимость, налогов с продаж, а также других сборов.

Почему американский народ не протестует? Ответ, по-видимому, заключается в том, что за последние 50-100 лет рост правительства был постепенным, и сегодня большинство американцев, вероятно, считает, что именно так должно действовать правительство в Америке, и что оно всегда так действовало.

Оба эти утверждения неверны. Правительство не всегда так действовало и не должно действовать так сейчас. Далее в этой статье демонстрируется при помощи графиков и рисунков, как выросло правительство за всю историю нашей страны. Мы изучили рост правительства на местном и федеральном уровне и на уровне штатов в пяти областях: расходы, налоги, задолженность, социальные и трансфертные платежи, а также занятость.

Мы стандартизировали измерение каждого из этих государственных показателей роста тремя способами: в реальных долларах 1990 года, в долларах 1990 года на душу населения и в виде доли от общего объема производства или дохода. Если не указано иное, все цифры представлены в долларах 1990 года. За исключением нескольких указанных случаев, все данные взяты из стандартных государственных открытых источников.

Федеральные расходы

Возможно, лучшая мера оценки правительственной деятельности – это сколько средств оно тратит каждый год. На рисунке 1 показано увеличение федерального бюджета с 1800 по 1992 год. Как показывает график, федеральные расходы выросли более чем в десять тысяч раз с 1800 года, причем почти во всех случаях они начали расти в последние 40 лет. Реальные федеральные расходы выросли с 0,1 млрд. долл. США в 1800 году до 0,6 млрд. долл. США в 1850 году, до 8,3 млрд. долл. США в 1900 году, до 235,1 млрд. долл. США в 1950 году и до 1450,0 млрд. долл. США в 1992 году.

рис.1 Реальные федеральные расходы, 1800-1992гг.

рис.1 Реальные федеральные расходы, 1800-1992гг.

Конечно, сегодня страна стала намного больше, чем в более ранние периоды, поэтому можно ожидать, что правительство также разрастется. На рисунке 2 показан уровень федеральных расходов на душу населения с течением времени. Даже с учетом роста численности населения (и инфляции) федеральные расходы выросли:

рис.2 Реальные федеральные расходы на душу, 1800-1990

рис.2 Реальные федеральные расходы на душу, 1800-1990

• Федеральное правительство тратило 16 долларов на человека в 1800 году, 27 долларов на человека в 1850 году, 109 долларов на человека в 1900 году, 1544 доллара на человека в 1950 году и 4760 долларов на человека в 1990 году.

Имейте в виду, что это не включает стоимость регуляций и правил. Если бы они были включены сюда, стоимость федерального правительства на человека сегодня легко превысила бы 10000 долларов.

Одним из наиболее значимых способов измерения бремени правительства является то, сколько оно тратит относительно общего объема производства. Можно утверждать, что правительство сегодня тратит больше денег, потому что американская экономика выросла намного больше, чем в более ранние периоды. Если правительство потребляет одинаковую долю от общего объема производства в течение двух периодов, то экономическое бремя оплаты его деятельности примерно одинаково, даже если в более поздний период расходы будут намного больше. К сожалению, федеральные расходы не поспевают за экономическим ростом — они намного его опережают:

• В 1900 году федеральное правительство потребило менее 5 процентов от общего объема производства.

• В 1950 году федеральное правительство потребило примерно 15 процентов от общего объема производства.

• В 1992 году федеральное правительство потребило почти 25 процентов от общего объема производства.

Состав федеральных расходов

Наиболее важным видом деятельности федерального правительства является обеспечение национальной обороны. Свободная нация тратит столько, сколько необходимо для защиты своих границ и своих граждан. Является ли современный рост правительства на федеральном уровне результатом наращивания национальной обороны в эпоху холодной войны? Ответ: явно нет. Расходы на национальную оборону как часть общего федерального бюджета постоянно сокращаются, за исключением коротких периодов войны:

• Расходы на оборону составили более половины всех федеральных расходов в 1800 году.

• Расходы на оборону составили более трети федеральных расходов в 1900 году.

• Расходы на оборону в настоящее время составляют чуть более одной пятой федеральных расходов.

Обратной стороной этого неуклонного сокращения расходов на оборону как части бюджета является увеличение расходов на гражданские программы, такие как сельское хозяйство, здравоохранение, жилье и помощь правительствам штатов. До 1930-х годов федеральное правительство почти ничего не тратило в каждой из этих областей. Этот рост стал заметным с 1950 года.

На рисунке 3 показан огромный рост федеральных расходов на здравоохранение: со 100 миллионов долларов в 1900 году до 156 миллиардов долларов в 1990 году.

рис.3 Реальные федеральные расходы на здравоохранение, 1900-1990 гг.

рис.3 Реальные федеральные расходы на здравоохранение, 1900-1990 гг.

Эти данные о федеральных внутренних расходах убедительно опровергают жалобы групп с особыми интересами, которые утверждают, что внутренние (domestic) программы в последние годы были существенно сокращены. Хотя в годы правления Рейгана происходили незначительные сокращения расходов на отдельные внутренние программы, в 1992 году расходы по всем основным внутренним программам бюджета были рекордно высокими, за исключением сельского хозяйства.

Местные расходы и расходы штатов

Некоторые бюджетные аналитики утверждают, что федеральные расходы увеличились, чтобы компенсировать сокращение бюджетов на уровне штатов и на местном уровне. Факты говорят о другом:

• В 1900 штаты потратили 32 доллара на человека.

• В 1950 году штаты потратили 470 долларов на человека.

• В 1990 году штаты потратили 1934 доллара на человека.

На местном уровне расходы на душу населения также быстро росли, хотя и не так быстро, как федеральные и расходы штатов. На каждый доллар, потраченный местными органами власти на человека в 1900 году, они потратили 2,50 доллара в 1950 году и 8,50 доллара в 1990 году.

Хотя повсеместно считается, что 80-е были периодом сокращения правительства, это утверждение не соответствует действительности. Например, государственные расходы выросли вдвое по сравнению с уровнем инфляции в 1980-х годах. Местные расходы росли почти так же быстро, как и государственные. Кроме того, известные сокращения федеральной помощи городам были почти полностью заменены увеличением помощи штатов местным органам власти. В целом, прошедшее десятилетие было одним из самых затратных для бюджетов штатов и городов в истории США.

Общие федеральные и местные расходы и расходы штатов

В 1900 году правительство в Америке все еще было, по сегодняшним меркам, сравнительно небольшим и эффективным. В то время общие федеральные, штатные и местные расходы составляли 26 миллиардов долларов. Сейчас американцы содержат правительство на сумму почти 2,5 триллиона долларов, то есть, его расходы возросли почти в 100 раз. (См. Рисунок 4.)

рис. 4 Реальные расходы федерального правительства, местных правительств и правительств штатов, 1900-1990 гг.

рис. 4 Реальные расходы федерального правительства, местных правительств и правительств штатов, 1900-1990 гг.

Как в виде доли от общего объема производства, так и в расчете на одного человека, это значительная доля, которую мы должны отдавать правительству.

• Правительство потребило почти 10 процентов ВНП в 1900 году, а теперь потребляет более 35 процентов.

• В 1900 году правительство потратило 1650 долларов на каждое домохозяйство, а сегодня тратит 23 140 долларов. (См. Рисунок 5.)

 рис. 5Реальные государственные расходы на домохозяйство, 1900-1990 гг

рис. 5 Реальные государственные расходы на домохозяйство, 1900-1990 гг

В итоге, какие бы социальные и экономические проблемы ни возникали сегодня перед Америкой, они не являются результатом запущенности или недостаточного финансирования государственного сектора.

Общая сумма налогов

Американскую революцию называют величайшим налоговым восстанием в мировой истории. Тем не менее, в результате роста государственных расходов, описанного выше, налоги в настоящее время находятся на уровне, который был бы немыслим 200, 100 или даже 50 лет назад. Сегодня многие американцы со средним уровнем дохода большую часть дня работают на то, чтобы оплачивать счета правительства, а не свои собственные. Даже выступления против налогов в конце 1970-х и начале 1980-х годов оказались лишь временным сдерживающим фактором в отношении аппетитов государства. Рассмотрим процент дохода, который удерживается правительством в виде налогов:

• В 1930 году рабочие платили один из каждых восьми долларов своего дохода в виде налога.

• В 1950 году рабочие платили каждый четвертый доллар своего дохода в виде налогов.

• В 1992 году рабочие платили один из каждых трех долларов своего дохода в виде налогов.

Рост налоговой нагрузки становится еще более очевидным при рассмотрении налогов, уплачиваемых на домохозяйство, как показано на рисунке 6.

рис. 6 Реальные совокупные налоги на домохозяйство, 1900-1990 гг.

рис. 6 Реальные совокупные налоги на домохозяйство, 1900-1990 гг.

• В 1900 году среднее домохозяйство платило около 1400 долларов в виде налогов.

• В 1950 году среднее домохозяйство платило около 7000 долларов в виде налогов.

• В 1992 году среднее домохозяйство платило более 16 000 долларов в виде налогов.

Это растущее налоговое бремя привело к тому, что работники меньше потребляют и сберегают. Это также означает, что стимулы работников к работе и стимулы работодателей к найму сдерживаются чрезмерными налогами. Эти цифры даже не включают расходы американских граждан и фирм на соблюдение сложных и трудоемких налоговых законов. По одной из оценок, американцы тратят 5,4 миллиарда часов, что стоит экономике 600 миллиардов долларов, просто на то, чтобы выполнить требования к оформлению федеральных налогов.

Федеральное налоговое бремя

Достоверные данные по федеральным налогам стали доступны еще до 1800 года. В течение первых 100 лет существования страны налоги были очень низкими. В колониальные времена противодействие высоким налогам глубоко укоренилось в американском духе, и эта враждебность сохранялась в течение всего девятнадцатого века. Доходы правительства в основном поступали из двух источников: фискальные тарифы и продажа земли. Ограниченные источники доходов для федерального правительства служили естественным ограничением его расходов. Но произошло три события, которые изменили это. Первым было введение подоходного налога в 1913 году. Вторым были две мировые войны, благодаря которым американцы привыкли к очень высоким налоговым ставкам. И третье — создание программы социального обеспечения с постепенно растущими налогами на заработную плату.

Налоги были относительно стабильными до 1900 года. Только за время Второй мировой войны федеральное налоговое бремя возросло примерно в три раза.

• В 1800 году федеральные налоги на душу населения составляли 20 долларов.

• В 1900 году федеральные налоги на душу населения составили 110 долларов.

• В 1950 году федеральные налоги на душу населения составили 1460 долларов США.

• В 1990 году федеральные налоги на душу населения составляли 4000 долларов США.

Подоходный налог

Самый страшный налог для подавляющего большинства американцев — это подоходный налог. До ратификации Шестнадцатой поправки федеральный подоходный налог не существовал — Верховный суд последовательно признавал подоходный налог неконституционным. Ни один закон не способствовал росту правительства и отказу от личных свобод и неприкосновенности частной жизни в большей степени, чем введение федерального подоходного налога. Сегодня Служба внутренних доходов обладает большими, чем любое другое федеральное агентство полномочиями по расследованию личной деятельности и контролю финансов американцев. Без ордера на обыск, IRS имеет право на поиск имущества и финансовых документов американских граждан. Без суда IRS имеет право на арест имущества граждан Америки.

Бремя подоходного налога на федеральном уровне постоянно растет. В периоды войны подоходные налоги были существенно повышены, и они никогда не снижались до довоенного уровня. Сегодня среднестатистическое американское домохозяйство платит почти 6000 долларов федеральных подоходных налогов, что вдвое превышает бремя 1950 года.

В последние 50 лет штаты также стали в большей степени зависеть от подоходных налогов. До Второй мировой войны лишь несколько штатов брали подоходный налог. Сегодня правительства штатов и городов собирают около 110 миллиардов долларов в год за счет подоходного налога. Статистические данные показывают рост доли подоходных налогов в общем объеме государственных и местных налогов:

• В 1900 году государственные и местные органы власти ничего не собрали за счет подоходного налога.

• В 1960 году государственные и местные органы власти собрали 10 процентов своих доходов за счет подоходного налога.

• В 1992 году государственные и местные органы власти собрали 26 процентов своих доходов за счет подоходного налога.

Растущая зависимость правительства на всех уровнях от подоходного налога является тревожной тенденцией. Почти все исследования показывают, что подоходные налоги оказывают наиболее пагубное влияние на экономический рост, предпринимательство и занятость, поскольку они являются прямым налогом на работу и успех в бизнесе. Они оказывают карательное влияние на наиболее важные виды деятельности в растущей экономике.

Налоговые ставки и налоги на заработную плату

Как и в случае с налоговыми поступлениями, налоговые ставки в течение двадцатого века сильно выросли. Когда в 1913 году был введен первый индивидуальный подоходный налог, ставки варьировались от 1 до 7 процентов. В то время оппоненты нового налога утверждали, что вскоре ставки будут подняты до немыслимого уровня в 10 процентов! Сторонники налога говорили, что этого никогда не произойдет. История доказала их неправоту

• К 1916 году максимальная ставка была более чем удвоена — до 15 процентов.

• К 1917 году, к началу Первой мировой войны, максимальная ставка была повышена до 67 процентов.

• В 1944 году, во время Второй мировой войны, максимальная ставка была повышена до 94 процентов.

• В 1950-х годах максимальная ставка налога оставалась на уровне 91 процента.

• В годы Рейгана верхняя предельная ставка была снижена до 28 процентов.

• Сегодня максимальная предельная ставка составляет 32 процента с предложениями в Конгрессе о повышении ставки до 40 процентов и более.

Хотя администрации Кеннеди и Рейгана снизили налоговые ставки, при более низких ставках правительство собрало больше доходов, чем когда-либо прежде. Например, с 1980 по 1992 год сборы федерального подоходного налога выросли примерно на 150 миллиардов долларов. Более того, доля бремени подоходного налога, которую несут самые богатые 10 процентов американцев, выросла с 48 до 56 процентов с 1981 по 1989 год. Практически каждая страна в мире сегодня признает экономические выгоды от более низких предельных налоговых ставок для стимулирования труда и привлечении инвестиций. Любая промышленно развитая страна в мире имеет сегодня более низкие предельные ставки подоходного налога, чем в 1980 году.

Хотя ставки подоходного налога были в последнее десятилетие снижены, для американских семей со средним уровнем дохода, имеющих детей, бремя подоходного налога стало выше, чем когда-либо прежде. Одна из причин заключается в том, что ценность освобождения от налога в связи с детьми-иждивенцами постоянно снижалась в течение инфляционного периода после Второй мировой войны. Это проиллюстрированона рисунке 7:

• В 1950 году необлагаемая сумма составляла 600 долларов США на ребенка. В долларах 1990 года для семьи с четырьмя детьми она составляет 13 260 долларов.

• В 1989 году необлагаемая сумма составляла 2000 долларов на ребенка или 8000 долларов на семью с четырьмя детьми.

• Неспособность необлагаемых сумм идти в ногу с инфляцией означает, что средняя семья с четырьмя детьми платит налоги на сумму, большую на 5000 долларов, чем в противном случае.

рис. 7 Ценность освобождения от федерального подоходного налога. Семья с четырьмя детьми, 1950-1989 гг.

рис. 7 Ценность освобождения от федерального подоходного налога Семья с четырьмя детьми, 1950-1989 гг.

Еще одной причиной, по которой в последние годы средний класс ощущает бремя налогов является то, что налоги на фонд социального страхования (Social Security) постоянно росли с момента их создания в 1937 году. На рисунке 8 показано:

• Первая ставка налога на фонд социального страхования, действовавшая с 1937 по 1950 год, составляла 2 процента.

• К 1970 году, после введения Medicare и налога на больничное страхование, ставка налога составляла 9,6 процента.

• к 1980 году этот показатель составлял 12,3 процента.

• к 1990 году этот показатель составлял 15,3 процента.

рис. 8 Ставка налога на социальное страхование, 1940-90 гг.

рис. 8 Ставка налога на социальное страхование, 1940-90 гг.

Сегодня среднестатистическая семья со средним уровнем дохода платит больше за социальное страхование (с учетом доли работодателя в этом налоге), чем подоходного налога. Вот почему снижение налогов, привязанных к заработной плате может быть наиболее эффективным средством снижения налогового бремени для работающих семей со средним и низким доходом.

Занимать и тратить

В последние несколько десятилетий modus operandi правительства “облагай налогом и трать” был дополнен новой схемой государственного финансирования: “занимай и трать”. В течение первых 150 лет существования этой страны правительственные займы были ограничены периодами войн. Существовал моральный, хотя и не записанный в конституции, императив, что правительство не передает свои долги и расходы будущим поколениям. Эта моральная сдержанность продолжалась до 1930-х годов.

Во время Великой депрессии наиболее выдающийся экономист первой половины двадцатого века Джон Мейнард Кейнс представил свою экономическую теорию, которая фактически узаконила финансирование дефицита в качестве надлежащего инструмента управления государством. Кейнсианская теория заключалась в том, что правительство должно брать кредиты в трудные времена, а затем возвращать долги во времена экономического роста. Президент Франклин Рузвельт был первым президентом, принявшим эту теорию, которая хорошо согласовывалсь с его планами внутренних расходов Нового курса. Отказавшись от моральной сдержанности в отношении государственных заимствований, Кейнс открыл шлюз для огромных государственных расходов через инструмент бюджетного дефицита. В 1970 году Ричард Никсон объявил: «Теперь мы все кейнсианцы», и это было пророческое утверждение. С тех пор каждый последующий Конгресс набирал все больше и больше долгов, используя это как способ избежать необходимости отказывать армии групп специальных интересов округа Колумбия в ее ненасытном требовании денег налогоплательщиков.

• Федеральное правительство сбалансировало бюджет только один раз за последние 25 лет.

• В 1992 году федеральный дефицит достиг рекордного уровня в 290 миллиардов долларов, рекордных показателей в мирное время и 6,5 процента ВВП. Ожидается, что дефицит 1993 года побьет этот рекорд.

• Федеральное правительство теперь занимает 700 000 миллионов долларов каждую минуту каждого дня, 365 дней в году — более 11 000 долларов каждую секунду.

Одним из следствий этого заимствования было увеличение государственного долга. Рисунок 9 демонстрирует, что:

• В 1900 году на каждую семью из четырех человек приходилась доля государственного долга в размере 2600 долларов США.

• В 1950 году на каждую семью из четырех человек приходится доля государственного долга в размере 41 000 долларов США.

• Сегодня на каждую семью из четырех человек приходится 62 000 долларов государственного долга.

рис. 9 Реальный федеральный долг на семью из четырех человек, 1900-1992 гг.

рис. 9 Реальный федеральный долг на семью из четырех человек, 1900-1992 гг.

Проценты по долгам

Еще одним следствием этих займов для финансирования масштабного расширения государственных программ стало то, что американцы платят все больше и больше налогов только для выплаты процентов по долгу. На рисунке 10 показано, что это представляет собой одну из наиболее быстро растущих областей федерального бюджета:

• В 1900 году расходы на выплату процентов составили 1 миллиард долларов.

• В 1960 году расходы на выплату процентов составили 31 млрд долларов.

• В 1992 году расходы на выплату процентов достигли 200 миллиардов долларов.

рис. 10 Реальные федеральные расходы на выплату процентов, 1870-1992 гг.

рис. 10 Реальные федеральные расходы на выплату процентов, 1870-1992 гг.

Американская общественность прекрасно понимает, что ни одно учреждение не может продолжать тратить деньги не по средствам год за годом, не рискуя получить финансовый крах. Возможно, единственный способ покончить с этой безрассудной в финансовом отношении моделью расходов через бюджетный дефицит — это внести поправки в Конституцию в соответствии с требованием сбалансированного бюджета / налоговых ограничений. Такая мера пользуется поддержкой трех четвертей населения — и так уже почти два десятилетия. По понятным причинам Конгресс не захотел убивать свою дойную корову. Даже когда дефицит установил новые рекорды в 1992 году, Палата представителей отклонила поправку о сбалансированном бюджете.

Нация привилегированных

В современной Америке большая проблема найти кого-нибудь, кто не получает чек от правительства для той или иной цели. Каждую неделю федеральное правительство отправляет фермерам миллиарды долларов для выращивания (а в некоторых случаях для не выращивания) сельскохозяйственных культур; ветеранам — для получения медицинской помощи или выхода на пенсию; безработным — за то, что они не работают; тем, у кого низкие доходы — чтобы платить за еду и жилье; студентам колледжа — чтобы платить за школу; пожилым людям на пенсию; пожилым и малоимущим для оплаты медицинского обслуживания; не состоящим в браке матерям – для оплаты ухода за детьми; и так далее. Пятьдесят или 100 лет назад большинства этих программ передачи средств не существовало. Сегодня даже малейший намек на сокращение бюджета этих программ встречается воплями протеста. Короче говоря, мы стали нацией граждан, которые считают, что имеют право на щедрость правительства.

Как влияют такие расходы на экономический рост? Ни одна из этих программ не является исполнением функции правительства по обеспечению общественной безопасности, эти программы не направлены на строительство мостов или дорог или на очищение окружающей среды. Эти программы не предназначены для создания богатства в нашем обществе; они предназначены исключительно для его перераспределения. Тем самым они вмешиваются в процесс создания богатства и разрушают его.

Тревожную тенденцию в федеральных, штатных и местных расходах на социальное обеспечение можно проследить с 1900 года, потому что до этого времени практически не было федеральных трансфертов, за исключением пособий для ветеранов, и единственными значительными трансфертами из штата в местные органы власти была небольшая государственная помощь.

• В 1900 году правительство потратило 10 миллиардов долларов на социальное обеспечение.

• В 1950 году правительство потратило 130 миллиардов долларов на социальное обеспечение.

• В 1988 году правительство потратило 980 миллиардов долларов на социальное обеспечение.

Примечательно, что в 1950 году эти трансферные программы составляли примерно 12 процентов федерального бюджета. Сегодня они потребляют почти 40 процентов. Только за период с 1989 по 1992 год реальные федеральные расходы на выплаты выросли на 140 миллиардов долларов.

Вэлфер

Огромная часть наших расходов на социальное обеспечение сегодня идет на социальное обеспечение. Социальное обеспечение — самая крупная и популярная программа в федеральном бюджете. Некоторые полагают, что быстро растет только социальное обеспечение, но не другие трансфертные программы. Это не так. Программы борьбы с бедностью тоже растут. За последние 50 лет расходы на общую помощь семьям с детьми-иждивенцами (AFDC) на всех уровнях власти резко возросли:

• В 1940 году расходы на государственную пособия составили 1,3 миллиарда долларов.

• В 1970 году расходы на государственные пособия составили 16,6 миллиарда долларов.

• В 1992 году расходы на государственные пособия составили 18 миллиардов долларов.

Основная причина роста общих расходов на социальное обеспечение заключается не в том, что уровни пособий выросли, а в том, что количество получателей AFDC продолжает расти:

• В 1936 году, в середине Депрессии, было чуть более полумиллиона получателей.

• В 1950 году было 2,2 миллиона получателей.

• В 1970 году было 9,7 миллиона получателей.

• В 1992 году было 13 миллионов получателей.

Другие вэлферные программы демонстрируют ту же модель увеличения. Например, программа талонов на питание, начатая с бюджетом менее 2 миллиардов долларов в 1970 году, теперь имеет бюджет в 23 миллиарда долларов. Сегодня около 25 миллионов человек получают талоны на питание — это почти каждый десятый американец. Миллионы трудоспособных американцев в настоящее время получают правительственные чеки, что делает вэлфер одной из самых быстрорастущих отраслей в современной Америке.

Несмотря на огромные затраты на программы по борьбе с бедностью, эти расходы сделали поразительно мало для сокращения бедности. Одной из причин такого отсутствия успеха является то, что расходы на социальное обеспечение не распределены правильно. Другая причина заключается в том, что расходы на социальное обеспечение на самом деле создают бедность.

• В 1990 году государственные расходы на борьбу с бедностью составили 184 миллиарда долларов.

• В 1990 году нужно было только 75 миллиардов для того, чтобы каждая семья с доходом ниже уровня бедности поднялась бы выше этого уровня. Следовательно, правительство тратило в два с половиной раза больше, чем нужно, чтобы покончить с бедностью в Америке.

• Однако после того, как было потрачено 184 миллиарда долларов, около 30 миллионов американцев остались за чертой бедности.

• Более половины всех получателей пособий имели доходы выше уровня бедности до получения пособия.

• Индустрия социального обеспечения пересекается с огромной частью средств, направляемых на борьбу с бедностью. В таких городах, как Милуоки, в настоящее время существует 62 отдельные программы социального обеспечения, каждая из которых имеет свои бюрократические издержки.

В целом, с начала 1960-х годов правительство на всех уровнях потратило 3,5 триллиона долларов на программы для бедных. И все же в 1993 году мы имеем больше бедных, чем их было в 1963 году. Как говорится, Америка вела войну с бедностью, но бедность победила.

Гражданские сотрудники

Правительственная бюрократия стабильно росла на федеральном, штатном и местном уровнях. За последние 20 лет членство в профсоюзах частного сектора сократилось, а в профсоюзах государственного сектора зарегистрировано рекордное количество членов. Большая часть этого роста в общественном секторе относится к местному уровню и уровню штатов.

Сегодня в государственном секторе насчитывается 18 миллионов гражданских служащих, по сравнению с 8,5 миллионами в 1960 году и 4,5 миллионами в 1940 году. Впервые в 1992 году в государственном секторе было больше гражданских служащих, чем работников в производственном секторе США, как показано на рисунке 11 .

рис. 11 Занятость в общественном секторе опережает занятость в производственном секторе

рис. 11 Занятость в общественном секторе опережает занятость в производственном секторе

Вместе с ростом числа государственных служащих в Америке наблюдается и рост их зарплат:

• В 1940 году правительство потратило 5 миллиардов долларов на ежемесячную заработную плату.

• В 1960 году правительство потратило 14 миллиардов долларов на ежемесячную заработную плату.

• В 1990 году правительство потратило 36 миллиардов долларов на ежемесячную заработную плату.

Хотя общепризнанно, что 80-е годы было трудным десятилетием для государственных служащих, правда заключается в том, что на государственном и местном уровнях государственная заработная плата росла намного быстрее, чем зарплата в частном секторе. Отчет Американского совета по законодательному обмену (ALEC) за 1992 год показывает:

Средняя компенсация служащим на уровне штатов и органов местного самоуправления (включая заработную плату, оклады и выплаты работникам) росла быстрее, чем средняя компенсация работникам частного сектора за 40 лет. Средняя заработная плата служащих на уровне штатов и местных органов власти увеличилась на 14,6 процента, или на 4031 долл. США, с поправкой на инфляцию в 1989 году по сравнению с 1980 годом. На каждый новый доллар среднего увеличения заработной платы работников частного сектора органы власти штатов и местного уровня получали более 4,20 долл. США.

Следовательно, сегодня компенсация для государственных служащих во многих областях и многих профессиях значительно выше, чем у работников частного сектора. Правительство является очень щедрым работодателем, о чем свидетельствуют следующие примеры:

• Средний водитель автобуса общественного сектора зарабатывает на 70 процентов больше, чем средний водитель автобуса частного сектора.

• Надежные исследования показывают, что почтовые работники получают на треть более высокие зарплаты и пособия, чем работники частного сектора такой же квалификации.

• Уровень добровольного ухода из федерального правительства был ниже в 1987 году, чем уровень добровольных увольнений в частном секторе во время пика Великой депрессии, когда уровень безработицы превысил 20 процентов.

• Средняя заработная плата школьного дворника в Нью-Йорке составляет 57 000 долларов, а некоторые зарабатывают до 80 000 долларов.

• После 15 лет работы средний нью-йоркский служащий получает 51 выходной, включая праздничные дни, отпуск, больничный и т. д. То есть, некоторые нью-йоркские работники работают эквивалентно 4 дням в неделю.

Как показывает исследование ALEC, государственные служащие Америки стали «защищенным классом». К сожалению, для налогоплательщиков, которые платят завышенную зарплату, эти работники являются быстро растущим защищенным классом.

Военные сотрудники

Эти цифры не включают крупнейшего государственного работодателя из всех: военных. И действительно, Министерство обороны США является крупнейшим работодателем в Соединенных Штатах. Число американцев, занятых в вооруженных силах, постоянно увеличивается:

• В 1800 году было 7000 военнослужащих.

• В 1850 году было 20 000 военнослужащих.

• В 1900 году насчитывалось 125 000 военнослужащих.

• В 1950 году насчитывалось 1 500 000 военнослужащих.

• В 1990 году было 2 200 000 военнослужащих.

Эти цифры не включают гражданских лиц, которые работают на оборонных подрядчиков, производящих оружие, поставляющих оборудование и проводящих исследования и разработки. Если бы эти непрямые государственные служащие, являющиеся частью военно-промышленного комплекса, были включены, их число могло бы легко удвоиться.

Вывод

Американское правительство далеко переросло пределы, установленные нашими отцами-основателями в Конституции. Если двадцать первый век должен стать американским веком, правительство должно вернуться на свое надлежащее и законное место. Рост правительства — величайшая трагедия двадцатого века.

Для получения полной версии исследования свяжитесь с Институтом политических инноваций

Оригинал статьи

Перевод: Наталия Афончина

Редактор: Владимир Золоторев